У каждого из нас свой ритм жизни, ежедневные дела и заботы, свой способ отдыхать. Но когда мы приходим в храм и попадаем в атмосферу Богослужения, все частное должно отходить на второй план. Ритм церковной службы на некоторое время становится нашим общим ритмом жизни, круг обязанностей, дел и забот тоже становится общим для всех молящихся. Пребывание в храме и само Богослужение помогают задумываться о смысле жизни, о покаянии. Мы стараемся видеть перед собой образ Спасителя и стремимся приобщиться к Божьей Благодати.
Церковное Богослужение устроено так, чтобы человек не замыкался в личных переживаниях, а переживал общение с Богом, святыми, молился о близких, чувствовал связь всего, что происходит в храме, со своей жизнью и жизнью мира. Путь самоизоляции, формирования «закрытого общества» верующих не приветствуется Церковью. (Именно таким хотели видеть общество «церковников» недоброжелатели в эпоху богоборчества!) Уход человека от мира с его страстями и пороками всегда у святых был связан с болью за падший мир, любовью к людям, молитвой о них. Как пророк Моисей ходатайствовал пред Богом за непокорный и слабовольный израильский народ в странствиях по пустыне (Исх. 32, 11-15), так и Церковь молится за страну, за народ: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и мироное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Одна из важнейших задач Церкви — донести до людей во всем мире спасительную проповедь Христа.
Богослужебный день в Церкви напоминает жизнь человека. Как в повседневной, так и церковной жизни принято делить сутки на утро, день, вечер, ночь. Разница состоит в том, что церковные сутки, по византийской традиции, начинаются не в полночь, как по «светскому» измерению времени, а раньше— с вечера. В самом деле, разве заход солнца не указывает на то, что старый день подошел к концу и следует перелистать страницу календаря и начать день новый?
Так начало богослужебных суток знаменуется в храме службой, которая носит название Вечерни. Основная тема этой службы — благодарение Богу за прожитый день, покаяние, ожидание помощи Божией, а в христологическом смысле (ведь христианская Церковь, конечно, стремится каждое мгновение жизни связывать со Христом) — ожидание рождения Спасителя.
Вечерню продолжает Повечерие — это продолжительная, можно сказать, монашеская служба, полная (как и Вечерня) ветхозаветных текстов и молитв. В ней тоже главенствует тема покаяния, ведь без него не может состояться встреча человека с Богом!
Небольшая, опять же, монашеская служба, называемая Полунощницей, приближает время встречи со Христом, наступление эпохи Нового Завета. Это ясно звучит в песнопении «Се, Жених грядет в полунощи…» Любовь к ближним в этой службе особо выражается, в частности, в продолжительном молении об усопших, ведь их посмертная участь во многом зависит от молитв живых и всей Церкви.
Наконец, Утреня символизирует рассвет в жизни человечества, когда на земле родился Бог. (Об этом свидетельствует «Слава в вышних Богу и на земле мир!..» в начале Шестопсалмия.) А в конце Утрени, во время возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!», в древности стены храма озарялись лучами восходящего солнца На Афоне и по сей день часы сверяют по этому моменту — времени восхода солнца.
Из перечисленных служб «ночного» ряда в приходских храмах обычно служат только Вечерню и Утреню, опуская остальные службы. Поэтому Утреня у нас заканчивается рано, до полуночи. Живя вмиру, мы не можем проводить в храме всю ночь до рассвета. Церковь приняла такое послабление ради того, чтобы мы, отдохнув, пришли в храм утром для завершения Богослужения.
А утром нас ждут Часы — третий и шестой (первый присоединяется к Утрене). Во время Часов христиане вспоминали указанные в Евангелии часы Крестных Страданий Спасителя: во время первого — суд синедриона и Пилата (Мк. 15, 1), третьего — распятие Господа (Мк.15, 25), во время шестого — страдания Спасителя на Кресте (Мк.15, 33). Это имеет особое значение в преддверии совершения Божественной Литургии, когда Крестная Жертва — на этот раз безкровная — повторяется в каждом храме, являя спасительный плод в Таинстве евхаристии!
Завершается день девятым часом, во время которого нельзя не вспомнить девятый час Голгофы, когда Господь предает дух Свой, умирает за грехи мира, для спасения людей (Лк.26, 43)…
На следующий день в Церкви повторится тот же суточный круг, напоминая о том, что важно стараться как можно чаще, — если не постоянно — помнить о Боге, связывать утро, день, вечер с молитвой, работать и отдыхать, словом — жить, — в присутствии Бога, чтобы свет «общего делания» (литургия в пер. с греческого — «общее дело») из стен храма изливался на нашу повседневную жизнь, становясь живой проповедью миру о спасении.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 9, 2015 г.