Священной обязанностью каждого христианина является посещение храма. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», — сказал еще в III веке святитель Киприан Карфагенский.
Обычно мы посещаем богослужение по воскресным и праздничным дням, но это не значит, что в прочие дни службы в храме не совершаются. Напротив, наибольшее разнообразие имен, событий, образов предстает перед нами именно во время будничного богослужения!
Каждый день в Церкви соединяются «памяти» разных святых, особых, свойственных именно этому дню, молитвенных настроений. Древние и современные тропари, стихиры, молитвы переплетаются в уникальный образ богослужебного дня. Спасительное, возвышающее душу воздействие таких «будничных» служб ничуть не меньше, чем посещение воскресных. Церковь рекомендует посещать такие службы особенно тем, кто по какой-то причине не смог прийти в храм в воскресенье. А некоторые прихожане даже любят тихие «вседневные» службы более торжественных, праздничных, за особый дух тихой, проникновенной молитвы.
Нужно знать, что не только воскресный, но и каждый день недели (которая по-церковному называется «седмицей») имеет особое посвящение, так называемую «седмичную память». «Седмичная память» — это воспоминание об определенном святом или группе святых, которое закреплено за каждым днем недели независимо от даты календаря.
После воскресного дня, в понедельник, в церковных песнопениях вспоминаются святые архангелы и ангелы. «Престолу предстояще светло Владычнему всесвятии Ангели, Отцу собезначальна, и того великого совета Ангела (то есть, Господу Иисусу Христу, который был послан в мир, как Ангел), слово ми вдохнути (воспринять дар слова) вас поющу (воспевающему вас), молитеся» (из песнопений службы). Не случайно после воскресного дня — «малой Пасхи»— мы вспоминаем Ангелов, ближайших к Богу духовных существ, всегда готовых исполнить Его волю.
Следующий день — вторник — день памяти пророка и предтечи Господня Иоанна, который «приготовил путь пред Господом» (Мк.1, 2). «Мира грехи вземлющаго Агнца проповедал еси пророче: грехов моих тяжкое бремя облегчи, молюся!...». Сам Господь назвал Иоанна Крестителя «величайшим из рожденных женами» (Мф. 11, 11).
Среда посвящается памяти Пресвятой Богородицы, а также Честному и Животворящему Кресту. Святому Кресту, — символу и орудию нашего спасения, украшению Церкви и оружию против невидимых врагов, — посвящен еще один день недели, пятница. «Крест водрузися на лобнем (на Голгофе), и процвете нам безсмертие, от источника приснотекущаго ребра Спасова». Как поэтически возвышенно и живописно в песнопении изображается Крест! Будучи водружен на Голгофе, он был орошен водой и Кровью из ребра Спасителя, расцвел и принес плод бессмертия…
Сразу две «седмичные памяти» выпадают на четверг. Это память святых апостолов и святителя Николая, одного из самых великих святых, чья любовь к людям как при его жизни, так и по смерти, проявляется в помощи страждущим и терпящим бедствия. «Церковныя цветы прелетаяй (пролетая над церковным садом): якоже птенец вышняго гнезда ангельского, Николае треблаженне, зовеши присно к Богу о всех людех, иже в нуждных бедах и искушениих…» Пожалуй, не случайно память святителя Николая соединилась с апостольской в один день. По духу он близок к ближайшим ученикам Христа, хотя и не оставил после себя никаких письменных трудов.
Наконец, суббота, которая считается последним днем недели, посвящена памяти всех святых и усопших. Известно, что Церковь состоит из двух половин — земной, воинственной, борющейся с грехом и злом в мире, и небесной, торжествующей, имеющей непрестанное единство с Богом. С этой точки зрения субботу, как и понедельник, можно назвать днями Небесной Церкви. «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир (мир души, покой) даждь нам и помилуй нас, яко Един щедр».
Посвящение каждого дня недели определенной «седмичной памяти» зафиксировано в Октоихе, старинной богослужебной книге (IX в.). Октоих же отражает традицию древних палестинских монастырей, а также более поздние правила византийского богослужения (в Константинополе).
Так «седмичные памяти» являют нам образ Церкви в лице Ее величайших представителей. Пресвятая Богородица, святые Ангелы, Иоанн Предтеча, апостолы и святитель Николай, осеняемые славой Креста, вдохновляют нас на подвиг молитвы и терпения, сопровождают, поддерживают в течение недели на пути к главному дню — «малой Пасхе». Как заботливая мать, Церковь делает все необходимое для того, чтобы усвоять своих чад Небесному Отцу. От нас же в этой божественной семье требуется ответная любовь и послушание по отношению к Матери-Церкви.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение",№ 10, 2015 г.