В православном Богослужении важнейшее значение имеют книги. Когда открываются Царские врата, на Престоле мы видим сияющую книгу. Это Святое Евангелие. Иногда, взяв в руки Евангелие, священник совершает торжественный «вход с Евангелием» через Царские врата, а на каждой торжественной службе Евангелие открывается и читается.
Этой драгоценной книге воздается столь великое почтение потому, что Евангелие — это слово Божие. А Слово Божие — это Сам Господь! (Словом Божиим именуется в Евангелии Сын Божий (Ин. 1, 14)). Когда совершается «вход с Евангелием», этим изображается вхождение Спасителя в мир, а когда мы слышим священные слова, изливающиеся из глубины страниц, — с нами говорит Господь! В такие моменты в храме положено стоять, склонив голову, в знак почтения перед лицом невидимого Бога.
На Литургии, а также некоторых других службах, чтение Евангелия предваряется строками из «Апостола» (не правда ли, символично, что словам Господа нашего Иисуса Христа предшествует апостольская проповедь). Кроме Евангелия и Апостола, Священное Писание представлено также Псалтирью. Это лучший молитвослов, составленный еще во времена Ветхого Завета! Широкое употребление псалмов Псалтири на Богослужении связано не только с тем, что эта книга полна ценных наставлений в духовной жизни, но и с тем, что в ней содержится много пророчеств о Христе.
Но кроме Священного Писания в Богослужении используются и другие книги. Среди них в руках священника и диакона можно увидеть Служебник, своеобразный спутник, помощник, ассистент батюшек на службе, который, как Ангел Хранитель, помогает ориентироваться в Богослужении, правильно произносить молитвы, избавляет от недоумений и ошибок, ведь в нем содержится много важных пояснений. Есть и другие книги в помощь священнику, например, Требник, в котором содержатся чины разных служб «на потребу», такие как Крещение, Венчание или заупокойная служба.
Если главным помощником батюшек на службе является Служебник, то на клиросе (от греческого слова — «жребий», «достояние», чем подчеркивается особый статус, «избранность» тех, кто читает и поет в храме) главная книга — Часослов. Какая бы служба суточного круга ни совершалась, без небольшого Часослова не обойтись. Название этой книги связано со словом «час», хотя «Часы» — не самое торжественное Богослужение суточного круга. Перенос наименования небольших глав на всю книгу подтверждает мысль о том, что суточным кругом Богослужения освящается каждый час суток, течение жизни христианина в целом.
Как правило, вместе с Часословом на клиросе служат по Октоиху и Минее. Октоих —богослужебная книга, в которой собраны песнопения, посвященные Господу, Божией Матери, и некоторым святым на каждый день седмицы (см. «Воскресение» № 10, 2015 г.). Название книги происходит от греческих слов «восемь» и «гласов». Символика цифры «восемь» в Православии обозначает день вечности, бесконечности, Царства Небесного. Поэтому и «гласов», то есть, определенных напевов, в Октоихе не «семь» по числу дней недели, а «восемь». Это наш путь к Небесному Граду, от земли к небесному «восьмому» дню вечной радости и блаженства!
А Минея (от греческого — «месяц») содержит службы святым, распределенные по месяцам. Каждый день месяца при помощи песнопений Минеи перед нами сплетается словесный образ праздника, священного события или святого. В мельчайших деталях мы рассматриваем невидимую икону события или образ человека, вместившего в свою жизнь на земле Дух Жизни, исполнившего слово Божие и поставленного Церковью нам в пример.
В Великом Посту и на Пасху Церковь призывает нас каяться в согрешениях и радоваться победе Христа над смертью песнопениями из Постной и Цветной Триодей. Слово «триодь» обозначает «три песни». Именно столько песней было в древности на канонах Утрени. Со временем их стало девять, но древнее название книг сохранилось. Возможно потому, упоминание числа «три» ассоциируется с Пресвятой Троицей, и название книг можно возносить к воспоминанию о Боге, «пение в честь Пресвятой Троицы».
Среди богослужебных книг важное значение имеют также Ирмологион (от слова «ирмос» — «связь», — так называется начало каждой песни канона, по напеву связанное с последующими тропарями), где основную часть составляют ирмосы, а также Тропарион (от греческого слова «тропарь» — «образец», «способ исполнения»). А устав служб содержится в Типиконе (от слова «образец», «устав»).
«Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5, 18-19). Участие в Богослужении имеет важнейшее значение в укреплении веры. А церковные книги, авторитет которых укреплен веками, играют роль фундамента церковной службы. Необходимо с доверием, желанием понять, относиться ко всему, что хранится и приумножается в Доме Божием. Сказал Господь: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", №11, 2015 г.