Приходя в храм на богослужение, мы слышим песнопения и молитвы, составленные разными святыми, но есть автор, устами которого Церковь молится больше всего. Это святой псалмопевец царь Давид.
Его псалмам три тысячи лет. Сколько миллионов людей он вдохновил к молитвенному общению с Богом! Сколько верующих душ обрели в его словах созвучие собственным, самым возвышенным, самым сокровенным чувствам и мыслям!
С течением времени Псалтирь не утрачивает своего значения в православном Богослужении. Псалмы пелись еще в Ветхозаветном храме при жертвоприношениях. Но почему и в новозаветное время священная поэзия царя и псалмопевца Давида столь широко используется и на церковной службе, и в домашней молитве?
Слово «псалом» переводится с греческого языка как «хвалебная песнь», а название книги связывают со словом «псалтирион» — струнный музыкальный инструмент. В Псалтири содержится 150 псалмов и один, 151-й, который не используется в Богослужении. Считается, что их собрал в одну книгу первосвященник Ездра (VI в. до н. э.). Для удобства использования в Богослужении Псалтирь разделена на 20 кафизм (от греческого слова «седение»). Во время чтения кафизм в храме разрешается сидеть. В свою очередь, каждая кафизма делится на три «славы», то есть, часть, после которой произносится прославление Бога: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»
В домашних изданиях Псалтири после каждой кафизмы содержатся покаянные тропари и молитвы, которые собраны из других служб и призваны возбудить дух молящихся к покаянию и спасению. На вопрос, почему христианину необходимо, хотя бы понемногу, каждый день читать Псалтирь, лучше всего отвечает преподобный Ефрем Сирин (IV в.): «Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха ночного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы».
По этим же причинам читают Псалтирь и по умершим. Когда над телом усопшего звучат навеянные Святым Духом слова псалмов, утешается не только душа почившего, но и его близкие, которым в это время так необходима духовная поддержка!
Самое почетное место отведено Псалтири непосредственно в Богослужении. Этим подчеркивается преемственная связь Ветхого и Нового Заветов, ибо Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17)». Псалмы в храме звучат постоянно, как полностью (например, Шестопсалмие), так и по одному стиху (например, прокимны, — от греческого слова «предлежащий»).
Вообще, Богослужение построено на чередовании текстов новозаветных с ветхозаветными, которые чаще всего представляет именно Псалтирь как непревзойденный образец богодухновенной церковной поэзии. На Вечерни, Повечерии, Утрени, Часах и Литургии — всюду псалмы вдохновляют верующих на глубокую, искреннюю молитву. Например, Божественная Литургия имеет благодарственный 102-й псалом в начале, как наиболее подходящий к самому названию Таинства (Евхаристия в переводе с греческого — «благодарение»), а также и в конце — 33-й, усугубляющий (от старославянского — «удваивающий») благодарность.
По мнению многих святых, псалмы — лучший молитвослов. Еще святитель Иоанн Златоуст (IVв.) говорил: «В наших собраниях Давид первый, средний и последний». Ему вторит святитель Василий Великий: «Всё, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов». А святитель Афанасий Великий утверждает: «…Каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
Важнейшая причина, по которой Псалтирь, словно пронизывает все Православное Богослужение, заключается в том, что в некоторых псалмах (более чем в 20-ти) пророк поразительно ясно изображает грядущего в мир Спасителя. Например, «…из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8, 3)» (прообраз Входа в Иерусалим), или «…разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс. 21,19)» (образ Страстей Христовых), или «…да воскреснет Бог, и расточатся врази его (Пс .67,2)» (победа над смертью).
Церковь призывает нас постоянно — дома и в храме — оживлять душу словами псалмов, стремиться к искренности в молитве, приобщению к Благодати. Ведь псалмы, как сказал святитель Иоанн Златоуст, «есть не что иное, как глаголы Духа Святаго»!
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
опубликовано: "Воскресение", № 12, 2015.