Восемь гласов – символ вечности

Одна из особенностей настоящего времени состоит в том, что современный человек  стал меньше… петь. Живое пение сегодня вытесняется звуками акустических приборов, становится мало популярным в школе, уходит даже из семейных торжеств. Тем важнее умение понимать церковное пение, знать его природу и самому приобщаться к практике исполнения песнопений, в частности, в домашнем обиходе, на молитве.

Основа пения в Церкви — так называемые церковные гласы. Именно гласы, а не авторские песнопения должны быть во главе музыкальной составляющей любого богослужения. С их помощью Церковь веками передавала христианам свое спасительное вероучение, прививала знание многих текстов и молитв, чтобы через мелодию священные слова лучше воспринимались и усваивались душой.

Наших церковных гласов восемь, что свидетельствует об устремленности христиан от земного к небесному, ведь число «восемь» — символ вечности («семь» — полнота и совершенство всего здесь, на земле). Некоторые считают, будто современные церковные гласы, то есть, напевы, не имеют ничего общего с древними мелодиями. Но это не так. Любой специалист скажет, что в сердцевине современного церковного гласа (напева), несмотря на его значительное упрощение, хранится, как в сокровищнице, все та же идея тысячелетней давности.

Даже более чем тысячелетней, и более чем двухтысячелетней — так велика и углублена в века идея каждого гласа. Оказывается, в основе церковных гласов, известных уже с III века, лежат древнегреческие напевы времен Платона и Аристотеля и еще более древних! Тогда гласов было четыре основных и четыре косвенных, на основе первых. (В Греции они до сих пор так и называются — «основные» и «косвенные»). В VII-VIII веках полностью сформировалось церковное осьмогласие, причем главную заслугу в этом приписывают деятельности святых Григория Великого на Западе и Иоанна Дамаскина на Востоке.

Сегодня у каждого гласа есть варианты — тропарный, стихирный, ирмосовый, пение на «подобен», то есть, особый, специальный, образец мелодии гласа. По некоторым причинам, в частности, из-за наибольшего употребления как в Церкви, так и в домашних молитвах, идея гласа более всего сохранилась именно в тропарных напевах.

Первый глас в древней Греции употреблялся в самых торжественных случаях, например, при пении гимнов, при жертвоприношении, для воспитания мужества и бодрости. Современный напев весьма соответствует этому предназначению. Церковь очистила его от языческой страстности, и теперь он «служит» в самые торжественные, возвышенные моменты. Взять хотя бы «Спаси, Господи, люди Твоя!...» (тропарь Крестовоздвижению, 27 сентября) или «Во Иордане крещающуся Тебе Господи!…» (тропарь Богоявлению, 19 января).  Между прочим, и почти вся служба праздника праздников — Святой Пасхи — соткана из песнопений первого гласа.

Следующий, второй, глас — некоторая противоположность первому (конечно, не снижая его достоинства). Он выражает простоту и кротость.  В античной древности второй глас сопровождал веселье, даже пляску, с его помощью боролись с печалью. Церковная традиция освободила его от уз служения бездумному увеселению и усвоила ему роль утешать печальных, прогонять уныние. Действительно, весело и несколько «танцевально» звучит его начало: «Егда снизшел еси к смерти Животе безсмертный…» (воскресный тропарь 2-го гласа), «Видехом свет истинный…» (стихира Святой Троице, которая поется в конце Божественной Литургии).

Пожалуй, самый богатый мелодическими оборотами третий  глас в глубокой древности сравнивался с бурным морем. С его помощью готовились к битве! Платон и Аристотель предпочитали его другим за силу и страстность. Церковь очистила его от античных излишеств и сегодня этот действительно, пожалуй, самый «бурный» глас, отражает наше жительство в бурном мире. Нас без конца обуревают помыслы, искушают раздражение и недовольство. Но в конце «бури» — тишина и свет победившего солнца, Солнца Правды! Таков третий глас, — он начинается в миноре, часто переходит из минора в мажор и обратно, имеет самую большую амплитуду «подъемов» и «спусков», но в конце — победа высокой и светлой мажорной гармонии. Вот примеры: «Да веселятся небесная, да радуются земная!...» (воскресный тропарь), «Дева днесь Пресущественнаго раждает!...» (кондак Рождеству Христову).

Четвертый глас как бы уравновешивает порывистость третьего. В античности его использовали в трагедиях за то, что он внушал то печаль, то радость. Его церковное свойство — дарить покой душе после треволнений, возводить к небесам, выражать действие Благодати. Этим обуславливается весьма широкое употребление четвертого гласа. Например, «Богородице, Дево, радуйся!...» (древнейшая христианская  молитва-тропарь), «Правило веры и образ кротости…» (тропарь святителю Николаю и всем святителям), «К Богородице прилежно ныне притецем…» (тропарь из молебного канона).

Остальным, «косвенным», гласам в Церкви усвоена не менее важная роль, чем «основным». Пятый   характеризует умиротворенное настроение, свойственное вечернему времени суток. На его мелодию написан «Ангельский собор…» (воскресные тропари после полиелея или 17-й кафизмы), а также «Собезначальное Слово Отцу и Духови…» (воскресный тропарь 5-го гласа). Для шестого характерны настроения преданности, любви, грусти. Еще с античных времен он отличался плавным и связным течением мелодии. Таков он и сегодня «грустный глас шестый» — напев молитв «Царю Небесный», «Воскресение Христово видевше…», воскресной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Седьмой глас употребляется реже всех остальных. Может быть потому, что в древней Греции он считался слишком мягким, ласкательным и даже «льстивым». Конечно, Церковь преобразила его «ласкательность» в «кроткую настойчивость», свойственную мягкому увещанию. Таковы воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть…»,  а также  Преображению — «Преобразился еси на горе, Христе Боже…».

Замыкает перечень гласов восьмой, признанный «небесным» еще с античных времен. С его помощью воспевали красоту небесного свода. В христианстве он служит символом бесконечности, жизни будущего века.  Действительно, его мелодия и сегодня напоминает взмахи крыльев, она все время «взмывает» снизу вверх. Это можно проследить в молитвах «Достойно есть…»,  «Взбранной Воеводе…», «С высоты снизшел еси Благоутробне…» (воскресный тропарь 8-го гласа).

К высоте богопознания устремлен не только восьмой, но и все гласы, образуя собой как бы лестницу к небесам. Каждому христианину под силу выучить основные напевы тропарей по приведенным примерам, чтобы и стены наших жилищ освящались звуками церковных песнопений. Ведь богослужение не должно замыкаться в стенах храма. Его путь — в каждый дом, в каждое сердце, к душе каждого человека, который любит и ищет Бога.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 4, 2016.