С чувством, с толком, с расстановкой

«…Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой», — этими словами Фамусова, адресованными его слуге, автор комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов дал определенную  характеристику тому, как в его время читали в церкви. Крылатое выражение «читать как пономарь» традиционно характеризует монотонное, невнятное, невыразительное чтение. Однако действительно ли церковная молитва в храме такова по своей природе?

Уже в первых словах «Наставления церковному чтецу» известный литургист Г.И.Шиманский  подчеркивает, что читать в храме нужно «благообразно, внятно и неспешно».  Основным требованием к  чтению является осмысленность. «Читай так, чтобы прежде всего ты сам понимал что читаешь, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в твое сердце, — учит Г.И.Шиманский. — Вместе с этим не забывай народа, стоящего в храме, и читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобой, читающим, едиными устами и единым сердцем молился и прославлял Господа...»

Вообще, чтение и пение во время богослужения едины и взаимно дополняют друг друга. Если бы в храме беспрерывно пели, это было бы утомительно для молящихся. А если бы лишь читали, православное богослужение было бы лишено своей неповторимой красоты. Поэтому пение и чтение в храме чередуются, причем последнее также не лишено певческого начала: «Читать нужно просто, ровно, нараспев (как бы полупеть), в один тон, с небольшими повышениями и понижениями голоса».

Быстрое и невнятное произнесение церковных текстов, — то самое, что послужило поводом к возникновению крылатой фразы о пономаре, — на самом деле никогда Церковью не приветствовалось. Святитель Тихон Задонский утверждал, что такое чтение — «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред».

Наоборот, «читать надо с такой размеренностью, чтобы слушатели успевали мыслью воспринимать каждое слово молитвы и сердцем ее прочувствовать». Более того, «чтобы содержание читаемых молитвословий легче воспринималось молящимися в храме, надо каждое предложение (фразу) отделять небольшой паузой — чуть протянув голосом. В самом же предложении также следует делать смысловые остановки (замедления), разделяя ими одну от другой определенные смысловые группы слов» (Г.И.Шиманский).

Так что чтение в храме — сложная наука, которой обязательно нужно учиться, перенимая лучшие образцы благоговейного, грамотного, самоотверженного труда современных церковных чтецов и псаломщиков.

Нельзя забывать и о том, что если не сдерживать своих эмоций во время чтения в храме, то усердие и ложно понимаемое вдохновение может превратиться в театральную декламацию. Святитель Игнатий Брянчанинов в своем труде «Приношение современному монашеству» наставлял пономарей и чтецов не уподобляться актерам, так как на молящихся должны действовать «святые молитвословия собственным своим духовным достоинством». Желание передать другим свои чувства и переживания святитель Игнатий считал «признаком самомнения и гордости».

Действительно, чтец в храме не должен привлекать внимание к своей личности, как принято на сцене, ведь задача церковнослужителей не впечатлить своим искусством, но сосредоточить внимание присутствующих на молитвенном подвиге, направить сердца людей к Богу, а самому оставаться в тени.

Это не означает, что призвание церковного чтеца противопоставляется актерскому дарованию. Просто сценическое искусство и богослужение в храме — совершенно разные виды деятельности, имеющие разные законы. Так присущая театру страстная манера выражения мыслей в храме считается недопустимой, потому что театр отражает земную жизнь, полную страстей и суеты, а в храме отрешаются от всего земного.

Однако у профессиональных служителей слова — актеров — есть чему поучиться. Церковному чтецу крайне необходимо выработать хорошую дикцию, силу голоса, правильный «посыл», то есть, умение донести сказанное до слушающих так, чтобы оно было полностью воспринято. О, какая это сложная задача! И глубокий, вдумчивый чтец будет всю жизнь совершенствовать  свои профессиональные навыки, выполняя обязанности с чувством ответственности перед Богом и людьми.

Искать «золотую середину» необходимо не только в звуке, но и во внешнем облике. Недопустимо переминаться с ноги на ногу, покачивать головой, жестикулировать. Ничто не должно отвлекать внимания от священных слов, звучащих под сводами храма!

Конечно, не все наши чтецы в полной мере справляются со своими задачами. Зачастую во время богослужения бывает не разобрать слов, возникают паузы. В такие моменты необходимо понимать, что Господь зрит в сердце человека. Если небрежность чтеца вызывает раздражение и ропот, нужно бороться с этим настроением. В случае, когда общественная молитва не усваивается слухом, важно произносить в сердце: «Господи, помилуй!» Ведь в краткой молитве заключен тот же смысл, что и в пространной.

С другой стороны, пожалуй, будет не лишне с любовью обратиться к члену своей церковной общины, который исполняет обязанности чтеца, с просьбой добавить громкости и разборчивости его чтению. Настоятель храма может направить его на учебу, ведь, слава Богу, сегодня есть возможность получить образование в духовных учебных заведениях.

В связи с чтением в храме возникает еще один вопрос — обязательно ли в домашней молитве молиться в такой же манере, что и в храме? Однозначного ответа нет. Конечно, так как «малая церковь» — семья — часть общего церковного организма, элементы храмового богослужения должны присутствовать и в домашнем. Однако так называемое келейное правило имеет больше свободы, чем общественное. Здесь допустимы и паузы для осмысления прочитанного и особые эмоций при выражении чувств. А вот переносить «келейную» манеру чтения в храм не допустимо, ведь совместное действие предполагает строгие правила, выработанные многовековой церковной практикой.

Итак, каким призвано быть чтение в храме? Перефразируя крылатые слова Фамусова, скажем: читай, как хороший пономарь, — с чувством, с толком, с расстановкой, имея в сердце благоговение перед Богом и уважение к многовековой церковной традиции.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано:"Воскресение", №7, 2016.