«Aqua dulcе, aqua sala»
(Вода сладкая, вода соленая)
Жизнь печальна даже тогда, когда
За моим окном цветет вишня,
Даже тогда…
(здесь и далее:
из японской поэзии)
В день рождения принято желать счастья.
«Мамочка, что такое счастье? У тебя оно есть?» — спросил малыш свою маму после того, как гости ушли.
— Знаешь, сынок, я как-то особо не задумывалась об этом.
— А ты счастлива, мама?
— Конечно, радость моя, ведь у меня есть ты.
— А что будет, если меня не станет?
… — У тебя по лицу текут слезы. Что же ты плачешь, мама?
Я хризантемы,
Тронутые инеем,
Собрал бы все,
Если бы это было
В моих силах и власти.
— Папа, ты расскажи мне о счастье.
— Счастье – оно как белые цветы снежинок, и такое же хрупкое, как весенний лед… Я встретил твою маму и полюбил ее, с ней я был счастлив. Очень жаль, что с тех пор многое стало другим. Любовь делает нас счастливыми, а еще, сынок, она причиняет боль… Может, ты спросишь у бабушки?
Пожухли краски
Летних цветов, вот и я
Вглядываюсь в жизнь
Свою и вижу только
Осени долгие дожди.
— Бабушка, скажи мне, что такое счастье?
— Знаешь, внучек, была когда-то и я молодой… А было ли счастье, уже и не помню. Но извини, я тороплюсь, нужно еще убрать со стола, вымыть посуду. Спроси-ка ты лучше у деда.
Гляжу на луну,
И печаль проникает
В самое сердце,
Хотя не только ко мне
Пришло время осени.
— Дедушка, может быть ты знаешь, что такое счастье?
— Прожил, внучек, я жизнь, а счастья не видел. Твоя бабушка, правда, иногда говорит, что одной, без меня, ей было бы хуже…
А я теперь все чаще думаю о другом, что ждет меня ТАМ.
— Где ТАМ, дедушка?
—Там, где лучше, чем здесь.
В летних сумерках,
Когда опустилась тьма,
Я знаю: где-то
На небе есть приют для
Скитающейся луны.
Малыш возвращается:
— Хочу поздравить тебя с днем рождения, мамочка! Желаю счастья ТАМ, в лучшей жизни!
«Все быстро…»
Мы быстро встречаемся, быстро влюбляемся, быстро женимся и разводимся, быстро вырастают дети, и ты понимаешь, что многое не успел им сказать, а ведь все хорошо в свое время.
Быстро стареем, а сил что-то сделать и даже доделать уже не хватает. Мы высосаны уже молодыми. Страной, работой, идолами, иногда даже семьей, но чаще никем, кроме нас самих.
Наши мысли перестают быть высокими, слова становятся сухими.
Фразы наших бесед напоминают SMS-общение, читать классиков становится все труднее…
Хотим быть в курсе всего, что происходит в мире, в результате не понимаем и того, что происходит в нашей собственной жизни…
Марсиане изучали, есть ли жизнь на Земле.
Заключение: жизни нет, одни мучения.
(анекдот)
Всегда радуйтесь!
Блаженны плачущие,
Ибо они утешатся (Мф. 5,4)
Мир лежит во зле…
Зло в мире – следствие греха, а сам грех есть результат непослушания воле Творца и нарушения Его заповедей прародителями человечества Адамом и Евой. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от древа, о котором Я заповедал тебе… проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю. …И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят (Быт. 3, 17; 19; 23)». «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей … и муж будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16).
Еще в Священном Писании встречаем такие слова: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремиться вверх», — так утешал многострадального Иова древний мудрец, его собеседник и друг.
Есть ли смысл искать счастье на этой грешной и проклятой Богом земле? И как чувствовать себя счастливым, когда кругом столько зла!..
Человеку свойственно размышлять о земном счастье, которое ассоциируется у нас обычно со славой, преуспеванием, материальным достатком. Наивные, мы часто уподобляемся безумному богачу из притчи, который говорит: «Душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19).
Но вот, что говорит нам Бог устами любимого своего ученика апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит и похоть его». (1 Иоан. 2, 15-17). И еще более категорично — устами апостола Иакова: «Дружба с миром – есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Но мы, обманутые князем мира сего, наивно ищем счастья там, где оно и рядом не лежало – на дорогах греха и порока. Находим взамен ему временные и скоропреходящие удовольствия – суррогаты счастья.
Необходимо отметить, что слово «счастье» упоминается в Новом Завете всего один (!) раз, когда апостол Павел предстоял на суде перед царем Агриппой, защищая себя и свое доброе имя: «Почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи», — говорит он на понятном мирскому человеку языке (Деян. 26, 2).
Если обратиться к истории древнего мира, то вместо категории «счастье» было принято употреблять другое понятие - «радование». «Да веселятся небесная, да радуется земная…». И в обращении вместо «желаю счастья» также было принято желать «радости». Как, например, у древних римлян: «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться» (Деян. 23, 26). И древние греки вкладывали в категорию «счастье» не удовольствие, не наслаждение как таковое, и тем более не успех а, скорее, обретение подлинного смысла бытия, полноты жизни.
Похоже, что нравственная категория «счастья» —более позднее «изобретение» человечества, плод деятельности поврежденного гордостью человеческого разума. Удивительно, что дети до определенного возраста не употребляют слова «счастье», у них еще нет такого понятия. Они просто живут и в своей простоте умеют радоваться этой жизни во всех ее проявлениях. Дети еще не утратили заложенной Богом способности радоваться всему, что их окружает. И потому «будьте как дети», — говорит нам Спаситель. Чем далее человек от Бога, тем больший «дефицит счастья» он испытывает. И сколько бы ему не дали земного благополучия – все равно не насытится! Как с горечью признался один преуспевающий бизнесмен: «Чем больше денег, тем меньше радости в жизни».
Мы – потомки падшего праотца нашего Адама. Разве можем мы быть счастливы в этом мире? Здесь мы в изгнании, «на земле чужой». А наша бессмертная душа в надежде обрести потерянный рай стремится в свое родное Отечество, «…ибо не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего» (Евр. 13, 14).
Если подобрать некую аналогию мирскому понятию «счастья», то ближе всего к нему стоит такая духовная категория как «блаженство». Вот только по сути своей евангельское понятие блаженства противоположно мирскому: «Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны плачущие, блаженны изгнанные за правду… Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5 гл.).
«Господи, даруй нам во всем разуметь святую волю Твою…
Господи, даруй нам – да не предпочитаем временного Вечному».
(из молитвы)
«La vita e bella!»
(Жизнь прекрасна)
Жизнь прекрасна
даже тогда, когда
по лицу текут слезы.
Даже тогда…
Жизнь прекрасна. Пока мы способны верить, надеяться и любить.
Молодость продолжается. За горем приходит радость, за разлукой — встреча. Жизнь продолжается!
Жизнь прекрасна. И мое сердце переполняет пасхальная радость.
Все будет прекрасно, потому что чудеса, в которые мы верим, еще живут на земле.
Жизнь прекрасна. Пока мы умеем радоваться и малой травинке, и зеленому ростку у порога…
Жизнь прекрасна. И это согревает мою утомленную заботами душу.
Жизнь прекрасна!... Хотя иногда, чтобы это увидеть , нужно приложить усилие!...
***
Минск, май 2015.