Олешук Евгений. "Мир в ожидании…"

Мы живём во времена Апокалипсиса,

 и не нужно быть пророком, чтобы это понять.

Прп. Паисий Святогорец

Да не смущается сердце ваше

Стремительно и лавинообразно, подобно снежному кому, разворачиваются события нашего времени, - так быстро, что не успеваешь осмыслить. Природные катаклизмы, техногенные катастрофы, войны…События - одно страшнее другого. В такие исторические моменты людям свойственно впадать в уныние, появляется ощущение, что мы, действительно, живем в «последние времена». Положение омрачается тем, что среди людей наблюдаем замкнутость и равнодушие, в обществе усилилисьчерствость и отчуждение. В людях «остыла любовь».

В послании к своему ученику апостол Павел говорит: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, … невоздержаны, жестоки, … люди, развращенные умом, невежды в вере. …Злые же люди и обманщики будут преуспевать» (2 Тим. 3:1-5, 8, 13). Это было предсказано еще за две тысячи лет до нас ивот свершилось: «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь (Мф 24:12)». Не потому ли так осязаемы ныне мрачные апокалиптические настроения.

Ожидание Второго Пришествия и Страшного суда в большинстве из нас подспудно рождает страх. Страх смерти, мучений, боязнь гонений и притеснения за веру. Это вполне естественно и соответствует немощной человеческой природе. Мы ищем и «находим» подтверждение нашим опасениям, страхам, интуитивным догадкам. О «последних временах» много говориться на страницах Священного Писания и в творениях святых отцов Церкви. Из Писания нам известно, что самое страшное испытание - жить во времена воцарения антихриста, когда верные повсеместно будут гонимы. Невозможно себе представить и еще более страшно дожить до этих времен. «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…» (Мк. 13:19). Вместо покаяния мы инстинктивно пытаемся «отсрочить» время ожидаемых бедствий или «смягчить» тот ужас и испытания, которые, по откровению, ожидают христиан и все человечество. Порой невольно появляется чувство безысходности и ощущение, что человеческая цивилизация себя полностью исчерпала и находится на переломном этапе истории, — человечество достигло очередного или, быть может,своего последнего исторического витка.

Особенность нашего времени в том, что мы живем в век информации и в значительной мере зависимы от нее. Многоразличные «подтверждения» своим мрачным апокалиптическим настроениям, своим предчувствиям, домыслам находим на страницах печатных изданий, в интернете, на телевидении и потому часто приходим в уныние. Сколько сказано и написано про всемирный масонский заговор, иллюминатов, воцарение антихриста… К этому можно относиться по-разному. Кто-то просто проигнорирует, а кто-то уже внутренне готов «уйти в леса» или прятаться в «катакомбах». И мы не одиноки в своих предчувствиях. Неспокойный дух времени ощущается всеми. Более того, сегодня многие подвижники веры и благочестия открыто предупреждают: «…Все, что мы ныне видим и слышим, убеждает в одном: «время близко» (схимонах Иосиф Ватопедский).

Время близко. Ощущения всем знакомы. Для того, чтобы разобраться в смущающих и мою душу недоумениях, будто уже скоро наступит«день Христов» (2 Фес. 2:2), я решил поискать ответ в неувядаемом Источнике Божией премудрости — в Священном Писании и у святых отцов Церкви. «Не преставай, —  говорит преподобный Ефрем Сирин,  —  испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать Матерь твою – Церковь». Хотелось, в первую очередь, найти ответ для себя, ни коим образом не претендуя на абсолютную истину.«И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать … что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем»(Еккл. 12).

Итак, «да не смущается сердце ваше», отбросим мрачные апокалиптические настроения и рассмотрим, что было сказано о «конце времен» в разные исторические эпохи существования человечества. Исследуем и проследим, как развивалась «эсхатологическая идея» (эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека) на протяжении многих веков и тысячелетий человеческой истории. Прежде всего, обратимся к жизни богоизбранного народа,  к истории Израиля.

 

Пророчества Древнего Израиля и ожидание Мессии

Род человеческий в лице народа Божьего, Древнего Израиля, многократно проходил через переломные этапы своей истории. Вспомним переселение евреев в Египет, Исход, Вавилонское пленение, Маккавейские войны. Тысячи лет назад, как и ныне, люди  страдали, унывали от несправедливости, томились от беззакония и «ожидания бедствий». Так было всегда. Устами премудрого  Проповедника в назидание нам, ныне живущим, Бог говорит:«Нет ничего нового под солнцем, … это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1: 8-10). О бедствиях, которые придут на отступивший от Истинного Бога,«блудивший ложным богам» (Ос. 2: 17) народ Израиля, вещали Иеремия, Исайя, Аввакум и другие пророки. Возмездие Божие неотвратимо, и оно постигнет маловерных и вероотступников:"Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?" (Мал. 3:2).

Порой  казалось, что конец неизбежен, но ожидание Спасителя превозмогало все. Через всю историю Израиля красной нитью проходит тема ожидания Мессии Христа, который «избавит народ Божий» от притеснителей. Об этом  не переставали говорить«вестники Царствия Божия»— пророки Ветхого Завета, — которые призывали народ Божий не ослабевать в вере. В пророках не умирала надежда и упование на милость Божию и спасение народа Израиля от Господа сил: "Во гневе вспомни о милости" (Авв. 3:2). Божье наказание за грехи народа воспринималось как временная мера, сердца согревала вера в обещанный приход Мессии. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи... —  но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». (Авв. 3:17-18). На современном языке этот стих звучал бы примерно так: «Даже если я не получу зарплату и не будет еды в холодильнике, не будет хлеба, даже если не будет у меня машины, квартиры, дачи — но и тогда я буду радоваться о Господе, ибо Он проявит милость и спасет меня!»

Вспомним и других праведников ветхозаветной истории, веру и терпение которых ставит нам в пример ап. Павел: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования…» (Евр. 11-32-33). Верные Богу  сыны Израиля сохранили веру в обещанный через пророков приход Мессии и с нетерпением ждали Его. Ожидание Мессии — вот ключ-откровение ветхозаветной истории. Позднее апостол любви Иоанн Богослов выскажет это ожидание Спасителя предельно кратко: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Уже о Втором, о славном Пришествии Иисуса Христа.

Итак, в отличие от Ветхозаветной, Церковь Христианская живет ожиданием Его Второго ПришествияХристос, однажды принеся Себя в жертву, …во второй раз явится … для ожидающих Его во спасение (Евр.9:27-28).  Откровение о конце человеческой истории дано Самим Иисусом Христом в Его многочисленных проповедях и пророчествах. После воскресения Спасителя пророчества о том, «чему надлежит быть вскоре», дается нам через Его учеников –апостолов. Мы, современные христиане, должны всегда жить с упованием на долгожданную Встречу, пребывая  в радостном ожидании Пришествия небесного Жениха. И вновь, как в древние времена, на первый план выступает наша вера. «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10: 38).

Упоминание о последних временах встречается почти в каждой книге Священного Писания.О Втором Пришествии Спасителя и упразднении дьявола говорится и в пророческих книгах Ветхого Завета, в частности, у пророков Даниила и Исайи, но все-таки главное в них – ожидание Мессии.

ОТайне, о том, что земная история человечества не бесконечна, подробно, в особой сокровенно-мистической форме, говорится устами ап. Иоанна Богослова в последней книге Нового Завета — в Апокалипсисе. Внутренний духовный смысл Откровения состоит в том, что мы должны постоянно пребывать в ожидании Спасителя нашего Иисуса Христа, который придет судить мир. Поскольку все «ветшающее и стареющее близко к уничтожению»(Евр. 8:13), а все имеющее начало непременно имеет и конец, человеческая история должна завершиться. Вот только знать «времена и сроки» нам не дано. Но по Своей милости Господь обязательно откроет верным «знамения времени», по которым можно различить приближение апокалипсиса.

В Священном Писании сказано, что в завершение человеческой истории наступят времена тяжелые, и «будет великая скорбь, какой не было от начала мира» (Мф. 24: 21). Мы знаем, что Господь учит нас смирению и сознаем, что последовавшие за Христом гонимы будут всегда:«Как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне» (Гал. 4 :29). Такова горькая правда жизни. Но не будем малодушно оставлять наше упование и веру. И еще «терпение нужно вам, …ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит" (Евр. 10: 36, 37). Придет,чтобы освободить от власти антихриста и спасти нас.

 

Церковь Нового Завета и Ожидание

Церкви Христовой вот уже почти 2000 лет. Проследим, как в разные исторические эпохи изменялось восприятие конца времен. Учение о конце света и «человеке погибели» впервые достаточно ясно и подробно раскрыто  апостолом Павлом во Втором Послании к Фессалоникийцам. Поводом к этому послужило распространившееся среди фессалоникских христиан убеждение, «будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:2). Их смятение побудило апостола открыть то, чт  возвестил ему Господь. Предостерегая фессалоникийцев от легковерия, ап. Павел говорит о знамениях, указывающих на приближение сроков. Первые христиане не ожидали антихриста и конца истории, а с дерзновением исповедовали веру, порой ценой собственной жизни. С начала 64 года на христиан обрушилась целая череда гонений, продолжавшихся вплоть до подписания императором Константином в 313 году Миланского эдикта, провозгласившего свободу вероисповедания. За время гонений были казнены несколько миллионов христиан. Гонения на христиан первых веков по масштабам были беспрецедентными, их превзошли только гонения в России после 1917 года. Церковь Христова в первые века строилась «на костях мучеников». Жестокость язычников в лице языческой римской власти не поколебала их решимость, их веру. Хотя в ту пору по слову ап. Иоанна Богослова (1Ин. 2:18) было явлено много «антихристов» (иудейские законники и старейшины, император Нерон, Домициан и другие ненавидевшие христиан правители-язычники), Церковь не жила «ожиданием конца». И это помогло Ей победить.

После прекращения гонений, когда при императоре Константине христианство стало официальной религией, начался процесс Ее становления и укрепления. Святые отцы и монахи-подвижники того времени являют нам образцы совершенства и добродетели. Молодая, полная жизненных сил и энергии Вселенская Церковь активно развивалась и ширилась, прирастала новыми членами.То славное время не давало повода для апокалиптических настроений. В классической святоотеческой литературе (творениях святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, позднее - преподобного Иоанна Дамаскина) мы почти не находим предсказаний о грядущих апокалиптических временах.  Например, в Толкованиях свт. Иоанна Златоустого на 24 гл. ап. Матфея (о кончине мира) основной богословский акцент делается на пророчествах Иисуса Христа, которые уже совершились. Так, на предавшем Иисуса Христа богоборствующем народе Израиле буквально сбылось Его предсказание о гибели и разрушении Иерусалимма (70 г.). Однако в историческом ракурсе пророчество о конце мира, согласно св. отцам, еще должно исполниться. В плане исторической перспективы, Церкви Христовой еще предстоит пройти многие скорби, гонения и времена воцарения антихриста.

Далее. В эпоху великих отцов Церкви, в эпоху  Вселенских Соборов, когда христианская религия как духовная и как политическая сила значительно укрепилась, эсхатологические ожидания были чуждыми «духу времени». Церковь упорядочилась и разрослась численно, но она стала терять свой динамизм, насыщенность огнем и Духом, тот эмоциональный накал, который был свойствен первым векам. Тем не менее, это был расцвет Византийской империи, «золотой век» Православия. Тот же дух времени преобладал в обществе еще много веков спустя (в 8-11 веках) и также не располагал к «упадническим настроениям». И хотя в ту пору уже начинался процесс распада Византийской империи, ее разграбление, а территория и границы империи сокращались, мрачных апокалиптических ожиданий в обществе еще не чувствуется.

Подвижники той далекой от нас эпохи хорошо знали Священное Писание, творения Святых Отцов и были ближе духу Благой Вести –духу Евангелия. Они пили из чистого незамутненного источника — Св. Писания, — а не «черпали воду» из интернет-свалки. Обратимся к знаменитой книге «Толкование Евангелия от Матфея, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским» ученого монаха Евфимия Зигабена, который жил в 12 веке от Рождества Христова. Как отмечалось выше, Вселенская Церковь, как и сама империя,на рубеже тысячелетий переживали уже не самые лучшие времена, но в трудах Евфимия Зигабена не чувствуется апокалиптических настроений. В комментарии на 24 гл. Евангелия от Матфея, монах Евфимий делает акцент на том, что из пророчеств исполнилось, а не на отдаленных и весьма туманных апокалиптических перспективах: «И тогда приидет кончина (Мф. 24:14), т.е.  конец храма и Иерусалима: после того, как будет проповедано Евангелие по всей вселенной, тогда настанет для иудеев совершенная гибель. А что действительно прежде разрушения Иерусалима было проповедано Евангелие по всему миру, об этом сказал Павел: неподвижими от упования благовествования, еже слышасте, проповеданое всей твари поднебесней

Русская Православная Церковь также прошла через испытания и знала трудные времена: татарское нашествие, церковный раскол и старообрядчество, отмена патриаршества, революция, гражданская война  и 70-летняя эпоха безбожных гонений. Но Церковь, тем не менее, никогда не знала такого накала апокалиптических настроений, которые мы переживаем сегодня. Да, мы помним предостережения прп. Амвросия Оптинского, свт. Феофана Затворника, прав. Иоанна Кронштадтского, которые призывали ко всенародному покаянию. Множество вдохновенных, пламенных проповедей о. Иоанна Кронштадтского, особенно в последние годы его жизни, посвящены теме отступления от веры в России, стремительно катившейся в бездну безбожия и нечестия. Но не тяжелая жизнь обнищавших крестьян или измученных трудом рабочих Кронштадта ввергала его в апокалиптические настроения, а общее разложение в народе России, воинствующее безбожие, та духовная атмосфера, которая стала господствовать в обществе в конце 19- го — начале 20 веков. Он горячо предостерегал русский народ, предупреждая о надвигающейся на него каре Божией. Святые пророчески предупреждали о том, что ждет русский народ и Русскую Церковь за богоотступничество, но не дерзали пророчествовать о приходе антихриста и конце света. (Чтобы не давать повода к унынию и не ввести никого в соблазн, отметим, что подвижники и ревнители веры нередко пророчествуют о том, что может случиться, если народ, костный во грехе, не осознает грех и не покается.)

Сейчас в Русской Церкви внешне все достаточно благополучно. Нет на Церковь гонения, по-прежнему возводят храмы и «золотят купола», а все равно такое чувство, что человечество переживает «последние времена».

Да, эсхатологические ожидания и движения неоднократно вспыхивали в различных ответвлениях христианской Церкви, но они никогда не носили невероятно всеобъемлющего и глобального масштаба, как ныне. Теперь это уже дух времени, узнаваемый всеми. И тональность пророчеств, и накал апокалиптических страстей и эсхатологических ожиданий нашего времени уже иные, совершенно отличные, например, от тех, которые были несколько десятков лет тому назад.

Многим, в частности, известны пророчества преподобных отцов Серафима Вырицкого и Лаврентия Черниговского о коротком периоде возрождения и подъема веры в Церкви и его скором затухании. И не только у нас, в Русской Церкви. Как обращает внимание схимонах Греческой (Элладской) Церкви Иосиф Ватопедский (2009 г),  «в истории нет примеров, когда греховное состояние человечества, предположительно связываемое нами с «отступлением», заявляло себя в таких колоссальных масштабах, остается думать, что мы приближаемся к пику эсхатологических событий, предсказанных святым Павлом». Именно к нам, достигшим последних времен, могут быть прямо отнесены слова Иоанна Богослова: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр. 22:10). И действительно, мы сегодня наблюдаем много признаков и знамений, указывающих на приближение «сроков».

 

Духовные озарения святого старца Паисия

Чтобы подчеркнуть особую «апокалиптичность» и вселенский масштаб эсхатологических ожиданий нынешнего времени, я выборочно приведу некоторые цитаты нашего современника, широко известного греческого святого преподобного старца Паисия Святогорца (канонизирован Константинопольским Патриархатом).

«Мир горит. Происходит великое волнение. Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно. Возможно, вам придётся пережить многое из того, о чём говорится в Апокалипсисе.

Безумие перешло все границы, христоненавистники наступают, и сейчас осталось только прийти антихристу, «сыну погибели».

Грядут тяжёлые годы. Во всех государствах видишь бурю, великое смятение. Общий развал, общее разложение. Зло дозревает.

Мир уже потерял контроль над собой.  Чудо уже то, что мир до сих пор не взлетел на воздух.

Мы переживаем трудные времена, необходимо много молитвы. Молитесь об этом общем безумии, захватившем весь мир, молитесь о том, чтобы Христос пожалел Свое создание, потому что оно приближается к катастрофе.

Сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места. В прежние времена зло тонуло во множестве добра. Сейчас малое добро тонет во многом зле. У власти находится зло.

Дьявол правит суетой и теми, кто порабощён суете, миру. Сердце, плененное миром, удерживает душу в грехе, а ум – в помрачении. Бог устроил всё так, чтобы люди не находили себе упокоения в вещах тленных. Постарайся не потерять себя в бесполезном, иначе потеряешь Христа.»

Какой вывод для себя мы извлечем из прочитанного… Спешите делать добро! В этом бездушном мире зла, беззакония и несправедливости. Собирайте здесь, на земле, сокровища, которые не обветшают на небесах. Сегодня просто «ходить в храм» уже слишком мало. Нам надо научиться служить Церкви и ближнему, - теми талантами, которые дал нам Бог. Служить можно и милостыней, и молитвой, и утешением… Потому, что так заповедал нам Сын Божий Иисус Христос: «собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6.20). Уподобимся же мудрым девам, «наполним светильники свои» (делами милосердия) и будем с трепетом и любовью ждать Небесного Жениха. И тогда Он примет нас в небесные обители и чертоги, - туда, где вечно пребывает Отец. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).

 

19.02.2016.