Олешук Евгений. "Что есть человек или Уникальное творение Божие"

«Не много Ты умалил его пред Ангелами:

славою и честью увенчал его» (Пс. 8:6).

Священное Писание – неиссякаемый источник Премудрости, данный нам Свыше. Через Него мы познаем тайну возникновения жизни на земле, постигаем и тайну происхождения самого человека. Как отмечает американский ученый и богослов Серафим Роуз, именно вопрос о происхождении и природе первого человека является одним из основополагающих, который поднимается перед современным богословием и эволюционной теорией, и наукой.

Святые отцы пишут, что состояние первозданного мира и первозданного человека навсегда вынесено за пределы научного знания барьером Адамова прегрешения, изменившего природу человека, всей твари, изменившего и природу самого знания. Необходимо учитывать, что современная наука знает только то, что наблюдает, ее догадки о самом раннем творении имеют не большее значение, чем мифы и басни древних язычников. И потому, как обращает внимание о. Серафим Роуз, что истинное знание об Адаме и первозданном мире, насколько нам полезно знать, доступно только через Божие откровение и в божественном созерцании святых.

Итак, согласно Св. Писанию, первый человек был создан Богом в один день с царством диких зверей, в шестой день Творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Первый человек Адам последним появляется в драгоценном ожерелье божественных созданий.

Священное Писание утверждает, что человек сотворен Богом, а не сформировался «в процессе эволюции», как пытаются доказать сторонники теории эволюции (ТЭ). Святитель Григорий Нисский говорит: "Человек был создан последним после растений и животных, потому что природа следует пути, постепенно приводящему к совершенству. Как бы по ступеням природа совершает свое восхождение жизненных свойств от наименьших к совершенным".

Обратим внимание на хронологическую последовательность и некоторые особенности творения: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле... И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:21,12, 24). Таким образом, по слову Божиему сама земля произвела растительность и животных, а вода произвела пресмыкающихся, рыб и птиц (Быт. 1:21).Впрочем, и любимое творение Божие, человек, сотворен из первозданной, еще не поврежденной грехом земли, но, но в отличие от животных, Адам вошел в жизнь непосредственно из чистых рук Божиих: «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2: 7).       

Один из самых авторитетных Учителей Церкви св. Иоанн Златоуст неоднократно указывает, что первый человек «создан из земли», а не из «чего-нибудь другого». Факт сотворения первого человека из земли единодушно признавался и большинством из святителей, ранних отцов Церкви. Само имя Ада́м, на иврите ‏אָדָם‏‎‎, буквально означает человек, но его имя одного корня с такими словами ‏как אדמה‏‎‎, земля и אדום, красный, т.е. Адам переводится как человек, но также имеет значение земля, красная глина. Первородного Адама Создатель лично «слепил» из земли (праха) и чудесным образом вдунул в него ды­хание жизни. И «стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Итак, как высшее и уникальное творение Божие, человек сотворен в результате личного действия Бога, в отличие от растений, животных, пресмыкающихся и других тварных созданий, которых «произвела земля». Не удивительно, что на Адаме, как венце творения, почивала особая Божья благодать и Его благоволение.

Бог благословил первых людей, дав им повеление далее «плодиться и размножаться» самостоятельно, уже на основании естественных биологических законов размножения и развития, подобно всем другим созданиям живой природы, сродных человеку физически. Это вполне естественно, поскольку тело человека, наша биологическая основа, содержит те же элементы, что и сама земля и произведенные из нее твари. Физическое тело человека, являясь по слову ап. Павла «храмом Духа Святого», представляет собой чудесно устроенный организм, которым человек пользуется, чтобы иметь связь с окружающим миром.

Начало Книги Бытия, Шестоднев (Гексамерон, греч.), где кратко и предельно лаконично описывается сотворение мира и человека, вместе с тем является очень емким и бесконечно объемным по содержанию. Здесь мы остановимся лишь на нескольких аспектах из Книги Бытия, на тех частях Гексамерона, которые показывают уникальность человека среди всех других созданий Божиих.

Во-первых, в отличие от всех иных тварных созданий, человек, как венец творения и первенец Божией любви, сотворен "по образу Божию" (Быт. 1: 27). Все люди, являясь потомками первородного Адама, вместе с ним разделяют природу Бога, и таким образом, обладают способностью к духовному общению с Творцом. Как учат Св. Отцы, человеку присущи стремление к истине, мудрость, способность творить, любовь, жажда справедливости, святость. Он обладает нетленной душой. Человек, как и сам Творец, личность.

… Уникальное и удивительное творение Божье, человек отличается от всего созданного принципиально, - наличием бессмертной души. Душа человеческая имеет божественную природу, она сродни Богу и принадлежит Ему. По слову блаж. Августина: "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе".

Во-вторых, человек создан для владычества на земле: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1:26, 27, 28). Вот первая из заповедей Господних - заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь». То же заповедовал Творец и животным, но человеку Он дал преимущество – владычествовать и над ними и над всею землею.

Обратим внимание, что в Книге Бытия до этого места нигде еще не упоминается Ева, жена Адама, между тем как Писание говорит здесь о человеке во множественном числе. Таким образом, 27-й стих книги Бытия «По образу Божию сотворил его: мужчину и женщину» (Быт. 1: 27), может быть также неким намеком и скрытым указанием на то, что первозданный Адам по своей природе является единственным из всех творений, кому изначально присуще «двуединство», не свойственное никому иному из Божиих созданий. Это совершенно уникальный аспект человеческой природы и третье отличие, которое ключевым образом выделяет человека из царства животных, сродных ему биологически.

В-четвертых, первородный человек произошел совершенно не так, как все другие, например, современные люди, которые подобно остальным животным, происходят от себе подобных. Святители Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов обращают внимание, что Адам произошел не так, как естественные поколения всех остальных людей, не путем естественного размножения, но по животворящему слову Божьему. Святитель Григорий Нисский указывает, что Адам явился в бытие «без порождения». Он пишет: "Первый человек и происшедший от него получили бытие, каждый различно, - один от сочетавшихся родителей, другой от создавшего Христа " (Опровержение Евномия, т. 3, часть 5). Также и святитель Кирилл Иерусалимский пишет, что Адам "первосозданный Божий", а Каин "первородный" (Огласительные поучения, II, 7). Он обращает внимание, что Адам не был зачат от другого тела: "Что от тел рождаются тела, сие хотя необычайно, однако же возможно. Но что персть земная сделалась человеком, - сие чудеснее" (Огласительные поучения, XII, 30). Предельно ясно учит и св. Иоанн Дамаскин, богословие которого сжато содержит все учение ранних отцов Церкви. Он пишет: "первое образование называется творением, а не рождением. Ибо творение есть первое образование, своим Виновником имеющее Бога; рождение же есть наступившая, после осуждения [человека] на смерть по причине его преступления, смена одного другим" (Точное изложение православной веры, кн. II, 30).

Пятое. При сотворении первого человека Богом была использована совершенно иная «схема», иной подход, в корне отличные от создания всех остальных объектов животного мира. Этому величайшему событию Творения предшествовал Божий Совет (Совет Святой Троицы): «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Далее читаем: « И сотворил Бог человека по образу Своему…». Человек созидается Сыном Божиим Иисусом Христом («Им же вся быша»), но не от Себя, а по предварительному решению Святой Троицы (Предвечный Совет).

От первых людей, созданных Богом в шестой день творения, произошли все люди на Земле: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). Итак, это шестое отличие - Бог производит род человеческий «от одной крови». Не через «смешение кровей» (т.е. мужского и женского начала), как у всего животного мира (мужская и женская особь), а от одного-единственного первородного человека Адама. Несмотря на то, что ДНК всех людей и народов различны и в природе нет ни одного тождественного другому человека, с генетической точки зрения мы все чрезвычайно похожи. Все различия в наших генах, которые дали нам разный цвет кожи и разрез глаз, по словам отечественного генетика Льва Житовского, составляют всего 0,1% от нашего ДНК. На остальные 99,9% мы генетически одинаковы.

В том и принципиальная разница, что у животных мы наблюдаем привычную схему из двух особей (мужского и женского рода, самец и самка), а первородный Адам сотворен изначально «единородным» (т.е. единственным и единым, Ожегов С.И.). Здесь опять мы видим некое «сродство», некую «параллель»: новый Адам, Сын Человеческий Иисус Христос – Единородный Отцу и Единственный возлюбленный Сын. Подчеркивая особое божественное происхождение Ветхого и Нового Адама, прп. авва Дорофей пишет: «Господь Иисус Христос принял самое естество наше и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама, обновил естественное состояние и чувства сделал здоровыми, какими они были в начале».

Сотворив первого человека, Создатель затем таинственным образом разделил его на два естества, на мужское и женское. Для современных людей, которые находятся под влиянием повсеместно господствующей «эволюционной теории» и множества других заблуждений науки, вводит в смущение тот факт, что в начале созидается не Адам и Ева, а только Адам, из «ребра» которого позднее создана и женщина, его первая и единственная жена: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2:22). Согласно Писанию в данном аспекте также усматривается некий «параллелизм»: единство двух начал (мужского и женского) в природе первородного Адама, равно как и единство Трех ипостасей Божиих (Отец, Сын, Дух Святой). Ева взята непосредственно из тела («ребра») Адама, т.е. они с ним одной плоти («плоть от плоти») и одной крови. И потому потомки Адама, все люди, весь род человеческий по происхождению и по существу своему «единокровны», ибо являются братьями и сестрами изначально. Сотворение Евы из «ребра» Адама, т.е. от одной с ним плоти, таким образом, абсолютно лишает почвы и не дает повода эволюционистам фантазировать на тему появления человека от обезьяны, пусть даже и «человекообразной» (типа австралопитека, питекантропа или неандертальца). Итак, некуда здесь, в родстве человеческом, «вклиниться» обезьяне, австралопитеку или неандертальцу.

В определенном смысле можно рассматривать «двуединство» природы человека сродным по своей внутренней природе «триединству» Создателя (единосущный Триипостасный Бог), что еще и еще раз (паки и паки) ключевым образом выделяет человека из всех тварных созданий. Позднее, в Новом Завете Сын Человеческий - Сын Божий Иисус Христос, восстанавливая утраченное единство в человеческом роде, скажет: «да будут едино, как мы едины» (Инн. 17: 22). Это сказано Его ученикам божественным апостолам, но адресовано и всем, кто последует Его Пути, всем верным членам Церкви Христовой.

Таким образом, все человечество – это одна большая семья. И потому люди должны любить и заботиться друг о друге. Вот почему в Ветхом Завете заповедано людям: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), равно как и в Новом Завете подтверждено: «да любите друг друга» (Инн.  13:34).

Шестое. Вопреки голословным утверждениям эволюционной теории, которая туманно повествует о неких совершенно мифических «миллионах лет эволюции», Св. Писание ясно говорит, что первый человек создан Божиим повелением одномоментно, сразу. И создан он изначально совершенным. Нигде в Св. Писании, Предании или апокрифах мы не встречаем информации о детстве-юности-отрочестве Адама. Эта тема даже не обсуждается. Изначально от своего сотворения первородный Адам - это взрослый совершенный муж, в расцвете жизненных сил, исполненный благодати Божией:«Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам»  (Сир. 49:18).

Таким образом, здравое чувство простого православного христианина подсказывает отвернуться от модной точки зрения, что человек произошел от обезьяны или любого другого низшего создания. Человеческая природа отлична от обезьяньей и никогда с ней не смешивалась. Как обращает внимание о. Серафим Роуз, современная наука может наблюдать только процессы развития нынешние, а относительно сотворения Адама она предлагает только философские спекуляции, а не научное знание. Даже если бы Господь Бог, ради нашего смирения, пожелал произвести такое смешение, то святые отцы, которые видели «состав видимых вещей» в божественном созерцании, знали бы это.

Седьмое. Родословие Иисуса Христа прослеживается от Адама. «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… Давидов…Авраамов… Адамов, Божий» (Лк. 3:23-38). Смеем ли мы допустить, даже помыслить, что Сын Божий, «Сын Адамов» Иисус Христос мог вести родословную от обезьян или им подобных низших созданий. Думать так и проповедовать не просто заблуждение и кощунство, но ересь и прямая хула на Бога (как и на Его создание человека). «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» (Инн. 5: 23).

Сотворение человека – великая тайна, которую трудно объяснить, трудно истолковать человеческим языком, ибо «нарушаются естества законы». Нарушаются законы нашего века и нашего (падшего) естества, т.е. привычные нам законы. Учение об эволюции есть наукоподобная догадка и домыслы о том, как шло творение. Нам, смертным, не дано постичь эту великую Тайну. Но мы можем и должны доверять Слову Божию и постигаем то, о чем говорится в Св. Писании через веру. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20; 29). С другой стороны, разве «есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:13). Если Бог из ничего создал  (еврейский глагол "бара", - сделал из ничего, т.е. сотворил) Небо, Землю, Солнце, Луну, планеты – это ли (создание Адама из «праха земного») представляется трудным для Него? Если верой мы принимаем существование Творца и признаем творение Им необъятной Вселенной с мириадами звезд и галактик (ибо «разуму Его несть числа»), то что за «трудность» Богу создать, скажем, Еву из ребра Адама. «О, бездна богатства и премудрости Божией! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Ибо все из Него…» (Рим. 11: 34-36).

Чудо возникновения жизни. Чудо рождения, развития, бытия, чудо торжества жизни. Все это - Божия «мастерская» и она непостижима. Нам неподвластна эта удивительная тайна происхождения жизни из мертвой материи по одному только Слову Божию «да будут». От сотворения и доныне все созданное Господом «живет и движется и существует» (Деян. 17:28). Все многообразие различных форм жизни и доныне благоухает и продолжается по Его повелению: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28).

Живое - от живого. Это закон, установленный Богом. Господь сотворил, оживотворил, положил законы… и «жизнь торжествует». Приведем, для сравнения, образец убогого «творчества» современного человека на поприще «созидания» жизни: знаменитая на весь мир овечка Долли. (В этом году исполняется как раз 20 лет от ее «сотворения»). Ученые смогли создать только несколько уродов, нежизнеспособных химер, которые деградировали с невероятной быстротой, так и не успев занять свою «экологическую нишу». И тем не менее, многими из современных ученых, впрочем, как и в среде цивилизованных обывателей, клонирование преподносится как несомненное «достижение всего человечества» и «торжество науки и разума».

Несмотря на эти только на первый взгляд эффектные «трюки от науки», а по сути – изначально неразумные, бессмысленные и тупиковые пути приложения человеческого разума и сил, несомненно одно: человек - это, действительно, уникальное творение Божие. Он единственный в своем роде и единственный из всех созданий, кто способен к творчеству, способен к саморазвитию. Если оглянуться назад, в прошлое, то увидим, что за несколько тысяч лет более-менее известной нам истории человеческого рода, скачок в развитии Гомо сапиенс просто огромен. Люди покорили космическое пространство, побывали на Луне и собирается «покорять» Марс, создали искусственный интеллект, компьютеры и айфоны… Вместе с тем, как наиболее «человекообразная» из всех обезьян шимпанзе не продвинулась в «эволюции» интеллекта ни на йоту. Обезьяны так и остаются обезьянами. Макаки не превратились в орангутанга, шимпанзе не стали австралопитеками.

Не удивительно, что праведники и пророки Израиля, также как и святые отцы новозаветной Церкви, не переставали удивляться величию человека: «Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр.2:6,7). Только бы человеку, носящему в себе образ Божий, не растерять данную Свыше благодать, только бы до конца земных дней своих сберечь высокое человеческое достоинство и в полной мере исполнить свое Божественное предназначение. Не только Своим ближайшим ученикам, но и нам, простым смертным людям, носящим на челе неизгладимую печать Божию, из глубины веков говорит Сын Божий — Сын Человеческий: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48).

 

2.08.2016, Минск