Олешук Евгений. "РЕБРО АДАМА"

«Двоим лучше, нежели одному…» (Еккл. 4: 9)

 

Как уникальное творение Божие,человек наделен бессмертной душой и обладает потребностью к духовному общению с Творцом.«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:2), — восклицает псалмопевец царь Давид. С Богом разговаривали праотцы Адам, Сиф, Ной, патриархи Авраам, Иов, Иаков, ветхозаветные пророки Моисей, Илия, Исайя, апостол Павел… Вместе с тем, по замыслу Создателя, человек сотворен также и для общения с себе подобными: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1). Наиболее близкие отношения между людьми складываются в семейной жизни.

Самые первые сведения о семье, о союзе мужчины и женщины мы находим в Священном Писании. В самом начале книги Бытия повествуется, что когда «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку», Адам так и не смог найти никого, кто соответствовал бы ему. В Писании сказано: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2: 19-20). Среди всех созданий животного царства Адам не нашел того, кто был сродным его природе. На земле не нашлось другого создания, кто бы, как и он, перворожденный Адам, нес в себе образ Божий, с кем бы он мог иметь уникальные личные взаимоотношения. Человек ощутил свое одиночество в этом мире. «Не хорошо быть человеку одному…» (Быт. 2:18). Первородный Адам осознал, что он сильно нуждается в ком-то, кто бы соответствовал, и кто был бы равен ему. Человек почувствовал потребность в спутнике и помощнике. И эта потребность отозвалась в нем болью и пустотой…

 

И сотворил Бог женщину

 

И вот опять включается в действие Создатель и начинается новая страница библейской истории —  сотворение жены. «И сказал Господь Бог: …сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Созидание первородного Адама, его жены, как и сотворение мира, великая и непостижимая тайна, которая превыше нашего разумения. «Все премудро Ты сотворил» (Пс. 103: 24). Из Св. Писания видно, что наравне с первородным Адамом, его первая и единственная жена, наша «праматерь» Ева, также сотворена сверхъестественным путем, — не так, как рождаются современные люди. "Ева рождена Адамом, и не матерью зачата", отмечает святитель Кирилл Иерусалимский, подчеркивая таким образом ее сверхъестественное происхождение (Огласительные поучения, XII, 29).  Дееписатель пророк Моисей рассказывает об этом простым лаконичным языком, достаточно понятным для людей всех народностей и эпох без исключения. Согласно Писанию, на Адама наводится особый экстатический сон, в греческом переводе (Септуагинте) стоит слово экстасисИ навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2: 21, 22). Писание говорит, что сотворив человека, Создатель затем таинственным образом разделил его на два естества, на мужское и женское. Отнюдь не случайноБог создает жену из ребра. Все дела Божии совершенны, Егодействия продуманы и разумны. По слову блаженного Августина: «Женщина произошла из ребра мужчины. Не из ноги, чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить. А из бока, чтобы быть бок о бок с ним. Из-под руки, чтобы быть защищенной. И со стороны сердца, чтобы быть любимой». Адам увидел в своей жене равного и сказал: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:23).

Итак, согласно Св. Писанию, Ева создана непосредственно из ребра первородного Адама, а не рождена от какой-либо другой твари. Так, преподобный Ефрем Сирин пишет: "Когда во мгновение ока [Адамово] извлечено ребро, и также мгновенно заняла место его плоть, и обнаженная кость прияла полный вид и всю красоту жены: тогда Бог приводит и представляет ее Адаму". Сравнивая Пресвятую Матерь Божию с Евою, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Подобно тому, как та [т.е. праматерь] была сотворена из ребра [Адамова] без совокупления, так и Эта произвела нового Адама… превыше законов рождения" (Точное изложение православной веры, кн. IV, 14). Ева также, как и ее муж, сотворена взрослой и способной к деторождению, — имея божественное происхождение и природу (бессмертную душу), люди, которым предстояло «наполнять землю», получают от Бога и биологическую природу (тело), подобно всем другим тварнымсозданиям.

 

«Им имя: человек»

 

Согласно Св. Писанию, аналогично сотворению Адама (Быт. 1:26) созиданию жены предшествовал Совет Святой Троицы: «Сказал Господь Бог: сотворим» (Быт. 2:18). Сам факт сотворения мужа и жены по предварительному Совету Св. Троицы, — это важнейший момент творения, который наравне с первородным Адамом выделяет Еву из всех созданий и утверждает ее божественное (не биологическое) происхождение. «Ева рождена Адамом»,  — по слову  святого Кирилла Иерусалимского. Жена взята непосредственно из тела («ребра») своего мужа («плоть от плоти»), а не «эволюционировала» иным путем. Библейские муж и жена, Адам и его «ребро» Ева, их многочисленные потомки, весь многоликий род человеческий, таким образом, буквально являются сродниками по плоти.

О сотворении человека (мужчины и женщины) в Св. Писании говорится в трех различных местах книги Бытия, по тексту значительно удаленных друг от друга (Быт. 1: 27, 2: 22, 5: 1-2). Обратим внимание, что в Библии первый раз повествуется о факте сотворения женщины еще в 1-й главе книги Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).  Далее об этом событии, уже более подробно, повествуется во 2-й главе: «Не хорошо быть человеку одному для человека не нашлось помощника, подобного ему… и создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2:18 –20, 22). И, наконец, еще раз на страницах Св. Писания о сотворении женщины упоминается в родословии Адама, в самом начале 5-ой главы, где, собственно, повторяется главный тезис из 1-ой главы (Быт. 1: 27) книги Бытие: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5: 1-2). При чтении 2-й главы (Быт. 2: 18 –20, 22) книги Бытия невольно возникает недоумение — зачем Богу повторно созидать женщину («жену»), которая согласно тексту Писания, была уже создана ранее, когда Бог творил «душу живую»: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1: 27). Эта на первый взгляд кажущаяся несогласованность объясняется тем, что согласно замыслу Создателя, по своей природе первородный библейский человек – это мужчина и женщина в одной плоти.

Сотворив первородного Адама, Господь позднее лишь разделил двуединого по плоти человека на мужское и женское естество (Быт. 2: 18-22). Таким образом, во 2-ой главе книги Бытия нет противоречия тому, что сказано о сотворении человека ранее, но здесьраскрывается Божий замысел и более подробно описывается «хронология» и сам «механизм» сотворения человека (мужчины и женщины, мужа и жены). Как отмечалось, язык Библии очень емкий и лаконичный, он избегает лишних подробностей и деталей. С другой стороны, Св. Писание говорит с нами достаточно простым и незамысловатым языком, чтобы люди на протяжении всей истории человечества понимали замысел и действие Божие, понимали что произошло. Итак, если вчитаться и буквально следовать тексту Священного Писания, мы находим в нем ясное указание на то, что первородный человек здесь разумеется не в единственном числе («первый мужчина»), а как некое «двуединое» создание: «Им имя: человек»(Быт. 5:1-2).

И еще отметим, — если строго следовать тексту Библии, на момент сотворения жены (Быт. 2: 22) еще не совсем уместно говорить «Ева», ибо имя жена получила позднее, непосредственно от своего мужа Адама (Быт. 3: 20), о чем подробнее будет сказано ниже.

Библейский рассказ о сотворении жены из ребра Адама в советское время был темой насмешек и излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма из «Союза воинствующих безбожников» (впоследствии стыдливо переименованного в общество «Знание»). Слово «ребро» они предлагали понимать исключительно в анатомическом смысле. Побочным продуктом этой атеистической вульгаризации текста Св. Писания стал набор пошлых шуток на тему женской «неполноценности», в которых, в частности, обыгрывалась мысль о том, что женщина сотворена из единственной кости в теле человека, не содержащей мозга. Понятно, что ничего общего с христианским вероучением подобная трактовка не имеет. Еврейское слово «цела», употребленное в этом месте Библии, переведено на европейские языки как «ребро», но в еврейском языке его значение шире, и оно может быть переведено как «сторона».

Таким образом, слово ребро здесь отражает другой аспект, имеет другое значение и переводится как «сторона, грань». И в этом смысле женщина, женственность оказывается некой гранью и неотъемлемой частью единой человеческой природы. Эту, более широкую трактовку использовали святые Отцы, которые считали, что в первозданном Адаме в равной степени уже присутствовали и мужское и женское начало, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие. Так,  святитель Иоанн Златоуст пишет: «[Бог] не другое творение произвел, но, взяв уже от готового творения некоторую малую часть, из этой части построил целое живое создание. Какова сила высочайшего Художника Бога, чтобы из этой малой части (ребра) … образовать целое, совершенное и полное существо» (Беседа на Книгу Бытия, XV,2-3). А вот как говорит об этом святой Иннокентий Херсонский: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит, это – тайна. Ясно лишь то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену». Поскольку Ева сотворена из ребра Адама и «плоть от плоти» мужа своего, позднее в Новом Завете Иисус Христос (Мф. 19:4-6) и апостол Павел используют этот непреложный факт как основание для нерасторжимости брака между мужчиной и женщиной: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть»(Еф. 5:31). Так было в Начале. Ибо так еще до создания Земли и Вселенной было задумано Богом.

Если посмотреть на сотворение Евы из ребра Адама с точки зрения генетики, «изъятие ребра» может быть неким намеком и констатацией общеизвестного факта, что у мужчины не достает одного плеча (ребра) в Y-хромосоме.Согласно данным генетики, мужской генотип человека 23-й парой имеет YX-хромосому, тогда как женский генотип отличается наличием XX–хромосомы.

Вот это «ребро-плечо» 23-й пары хромосом как раз и отвечает за женскую половую систему, в нем на генетическом уровне таинственным образом закодирована информация на формирование женского естества.

 

Семья Адама

 

В Библии неоднократно повторяется, что всё, созданное Богом, было “хорошо” (Быт. 1: 10, 12, 18, 21, 25). А вот в самом конце творения, на шестой день, т.е. после сотворения человека, стало “хорошо весьма” (Быт. 1: 31). Писание таким образом подчеркивает, что не только сотворенный мир, земля, светила, вселенная, но и первый человек (Адам и Ева) были созданы прекрасными и совершенными.Собственно, это именно для человеческого рода и создана земля и «вся яже в ней». И «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1: 28). От первых людей, созданных Богом, произошли все люди на Земле: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). Весь человеческий род, люди, жившие ранее и живущие ныне, являются потомками наших «праотцев» Адама и Евы. В настоящее время уже достаточно научных данных, которые подтверждают это (L.Spetner. NotbyChance. 1997).

Из Св. Писания известно, что у Адама и Евы было много детей: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» (Быт. 5: 4). Естественно, что от своей первой и единственной жены Евы. Ибо не было и не могло быть на земле подобной ей, — она единственная из женщин, принявшая и вместившая в себя природу первозданного Адама, вышедшего непосредственно из чистых рук Божиих. Их дети, внуки и все последующие поколения людей имеют другую (биологическую) природу и являются уже подобием поврежденного грехом (падшего) праотца нашего Адама и его жены Евы. По слову царя Давида: «Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7). Согласно толкованию преподобного Максима Исповедника, после преступления Божией заповеди и грехопадения прародителей все люди, произошедшие от Адама, зачинаются в беззаконии (avojna), подпадая под проклятие праотца. А «во гресех роди мя мати моя» означает, по толкованию прп. Максима,что праматерь всех Ева зачала во грехе, страстно желая удовольствия.

Писание не даёт точного числа детей, рождённых Адамом и Евой, но учитывая большую продолжительность их жизни (Адам жил 930 лет (Быт. 5:5), Ева по Преданию, на 10 лет пережила своего мужа), логично предположить, что их было много. Еврейский историк Иосиф Флавий, в частности, приводит следующие данные: “Число детей Адама и Евы согласно тому, что говорит древняя традиция, было тридцать три сына и двадцать три дочери”. Когда же Адам согрешил нарушением заповеди и грех вошёл в мир, Бог навел на землю проклятие: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты» (Быт. 3: 17, 19). Все сотворенное Богом, и сам человек, любимое и наиболее совершенное Творение Его, стало смертным и начало деградировать: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами...» (Рим. 8:22). За время существования человечества этот процесс проявил себя во всякого рода искажениях генетического материала, различных мутациях и коснулся в той или иной мере всех без исключения представителей рода Гомо сапиенс.

 

«Райское создание» или неразумные дочери Евы

 

В настоящее время некоторые женщины, особенно наиболее «современные», наиболее эмансипированные из них, дерзают заявлять, что не мужчина, а женщина – высшее и самое совершенное «творение эволюции». Ибо если следовать так называемому «закону прогрессирующей эволюции», поскольку жена создана после Адама, она, следовательно, и есть самое совершенное творение Божие. С точки зрения воинствующих феминисток, мужчина только «полуфабрикат» и «промежуточное звено», в то время как именно женщина есть завершающий и непревзойденный венец творения. Такие вот удивительные метаморфозы «женской логики», недалекие и поверхностные суждения, фантазии плененного дьяволом человеческого ума. Как ранее (гностики и т.п.), так и ныне многие мнят себя «просвещенным» и считают вправе «генерировать» бредовые идеи и сочинять претендующие на истину фэнтези.

Вместе с тем, иронично подмечает о. Андрей Кураев, в данном утверждении (претензии на женское совершенство) есть своя правда и логика. Ибо, если хронологически строго отслеживать последовательность событий библейского текста, мы видим, что человек (Адам) по Писанию создан вне рая (Быт.2: 7), а вот женщина (жена) создана Богом в раю и потому она действительно «райское создание». В Писании сказано: «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал… и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 8, 15).  Итак, первозданный человек Адам помещен в Эдем после создания и «насаждения» рая. А жена, как помощница своему мужу, создана Богом хронологически позднее, уже в раю: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2: 22).

Конечно, сам по себе данный факт принципиально ничего не меняет. Ведь жена создается последней не для того, чтобы царствовать в раю, не для того, чтобы повелевать, а чтобы помогать своему мужу, которому Богом поручено «возделывать и хранить» сад Эдемский. Обратим внимание, что именно здесь, в раю, упоминается первое имя, нареченное Богом в Писании, это имя человека, и это имя Адам. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 25). Не сказано Адам и Ева, но «Адам и жена его». Ибо если следовать тексту Библии, имя свое жена Адама получила позднее. Евой она стала называться в Эдеме – так ее назвал муж: «И нарёк Адам имя жене своей — Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3: 20). Имея по Писанию равное со своим мужем божественное достоинство, Ева без всяких условностей и оговорок подчинена ему. Это логично и справедливо. «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (Тим. 2:13-14). О чем весьма уместно помнить всем женщинам в наше «эмансипированное» и не потому ли (!) «развращенное» время. В восточной традиции с сильным патриархальным укладом до сих пор считается, что женщина «создание ущербное» и сама по себе (без мужа, без семьи) немного стоит. (Справедливости ради отметим, что и мужчина также может рассматриваться как создание «ущербное», если он сам по себе, если — без Бога).

Как показывает жизнь, нарушением установленной Создателем иерархии в мире умножается беззаконие. Как следствие: разрушаются семьи, не рождаются или сиротеют дети, нередко и при живых родителях. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12), — так говорится в Писании не про наше ли «беззаконное» время. Ибо грех в мире умножается от беззакония.

Претензии современных женщин на главенствующую роль в семье и обществе есть нарушение воли и замысла Божьего, это беззаконие, не имеющее себе оправданий. И не только семья, но и все общество сполна пожинает горькие плоды феминизма и эмансипации. В наши дни этот процесс приобрел катастрофически лавинообразный характер. «И все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64: 6). Сегодня, как и тогда, в самом начале человеческой истории, увы, чаще всего именно женщина является тем самым «слабым звеном», которое становится причиной грехопадения человека и порчи всего рода человеческого. И потому всякая «дщерь Евы», и христианка, и самая «продвинутая» феминистка, не должны забывать, что жена, женщина — «плоть от плоти» мужа по своей природе и происхождению.

Встречается, правда, и другая крайность. Жене свойственно лукаво искать себе оправдание тем, что женщина «слабое создание» (хотя «слабое создание» иногда умеет быть сильным!), что женщина — это «слабый пол», которому, дескать, все прощается априори. Не будем строго судить мирских, но для христианок это не оправдание.

 

Несколько слов о прелести

 

Если быть объективным, следует отметить, что женщина согрешила не столько из-за своей «слабости», а скорее, из-за природной склонности к прельщению и соблазну. Апостол Павел прямо говорит: «Ззмей хитростью своею прельстил Еву» (2 Кор. 11:3). И еще сказано: «От жены начало греха, и через нее все мы умираем» (Сир. 25: 27). Прельщенная жена поддалась на уговоры коварного змия и ввела в грех Адама. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги… и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3: 6–9). Виновник преступления закона безусловно Адам, ибо это ему (еще до сотворения жены) было заповедано «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Вместо того, чтобы проявить данную ему власть и остановить падение своей жены, Адам сам ниспал вместе с нею. Библия не говорит, что Ева уговаривала его. Просто Адам предпочел свою привязанность и любовь к жене любви к Создателю. В результате он лишился и того, и другого.

И тотчас после попытки безбожного обожения человеческая природа исказилась. Нетварный свет покинул ее. Очи первых людей отверзлись, и они увидели свое плачевное состояние. Души их и духовное зрение помрачилось, они перестали видеть Бога. Мир стал для людей враждебным, и чтобы как-то защититься от него, люди сшили себе одежды из листьев смоковницы, плоды которой были «вожделенны и приятны для глаз», которая, по преданию, и была тем самым «древом познания добра и зла».

Так произошла величайшая трагедия в истории Вселенной и человека. В этом преступлении, в одном грехе и беззаконии перволюдей, как в семени, содержались все будущие преступления, все будущие грехи мира.

Неоспоримый факт, что «дочерям Евы», женщинам, более нежели мужчинам, свойственна склонность ко греху и соблазну. Это заложено в эмоциональной импульсивной женской природе. За грех прельщения Адама «Господь Бог жене сказал: ... к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать [обладать] над тобою» (Быт. 3. 16). Позднее, в своих посланиях апостол Павел утвердит это такими словами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – мужпотому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор. 11: 3 – 8).

И потому сказано, «жены, повинуйтесь своим мужьям…» (1 Пет. 3: 1). Чтобы не умножались преступления, зло и беззакония в мире. Оставив лукавство и самооправдание, прислушаемся к словам апостола Петра, которому Господь Иисус Христос даровал право «вязать и разрешать» и вручил ключи, отверзающие дверь в жизнь вечную.

Как отмечалось ранее, Адам дал имена не только животным, но нарек имя и своей жене (Быт. 3: 20), а «наречь имя» издревле имеет право тот, кто имеет власть, кто старший, кто выше стоит на иерархической лестнице. Именно для того, чтобы во вселенной и на земле не умножался хаос, а сохранялся порядок, царили красота и гармония, Господь предусмотрел иерархию, как в материальном, так и бесплотном ангельском мире. Обращаясь в послании к христианам Эфеса, а вместе с тем и ко всем другим чадам Церкви Христовой, ап. Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5: 25), и «жена да убоится мужа своего» (Еф. 5: 33), предваряя вместе с тем это повеление такими словами: «Мужья, любите своих жен» (Еф. 5: 22), ибо заповедь взаимной любви для последователей Христа превыше всего.

И потому в этом чудесном мире, созданном Богом, на нашей прекрасной земле, пусть каждый выполняет роль, свойственную своему роду. Ибо «ни муж без жены, ни жена без мужа» (1Кор. 11:11). Мужчины пусть остаются мужчинами и учатся с честью нести возложенные на них обязанности быть защитником семьи и слабых, если потребуется — воинами, а в мирной повседневной жизни пусть не страшатся брать на себя ответственность в сложных ситуациях. А для женщин испокон веков отводится почетная роль рождения и воспитания детей, роль хранительницы семейного очага. «Женщина спасётся через чадородие,если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Во все века для женщин за честь почиталось быть смиренной и кроткой, верной и преданной помощницей (если надо, и советчицей) своему мужу. «Всякий велик на своем месте», — гласит восточная мудрость. Господь не требует от нас невозможного.  Будем исполнять заповеди и повеления Его. И тогда к людям вернется потерянный рай, и на земле опять воцариться мир, гармония и любовь.

 

В статье использованы: цитаты из книги Серафима Роуза «Православный взгляд на эволюцию», изд. Светослов, ОАО "Санкт-Перербургская типография № 6", 1997; материалы из книги священника Даниила Сысоева «Летопись Начала», изд. Сретенского монастыря, 1999 г.; материалы сайта «Разумный замысел», Дмитрий Куровский, режим доступа: http://www.origins.org.ua/index_2.php#ixzz495OjFrgQ.

Минск, 28.09.2016