Впервые за сто лет из разных регионов церковной юрисдикции в Москву съехались руководители храмовых хоров Русской Православной Церкви. С 30 ноября по 2 декабря здесь прошел 1-й Международный съезд регентов и певчих. 90 епархий из 17-ти стран мира прислали на форум 196 делегатов.
Свою работу съезд начинал в Храме Христа Спасителя, в Зале церковных соборов. Первый день был посвящен теме регентско-певческого образования. План всестороннего рассмотрения этого важного вопроса состоял из трех этапов: образование высшее, среднее и начальное, детское.
Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий охарактеризовал основные проблемы, связанные с богослужебным пением в Русской Церкви. Среди них — проблема сочетания личной жизни во Христе и профессионального мастерства, координация творческих поисков церковных композиторов, секуляризация церковного пения, его отрыв от церковной традиции, проблема комплектации клироса, повышение общего качества образования церковнослужителей.
Тему высшего церковно-певческого образования затронул декан факультета Церковного пения ПСТГУ протоиерей Алексий Емельянов. Его рассказ о деятельности Свято-Тихоновского университета имел целью показать возможность синтеза церковного и государственного образования. В деятельности этого авторитетного церковно-государственного ВУЗа сочетаются стандарты светского образования и высокие требования церковных властей, причем церковный литургический и богословский компоненты не подчиняются светскому началу, а, скорее, используют достижения сложившейся системы образования в общих интересах. Положительным результатом деятельности факультета служит тот факт, что 95% его выпускников сегодня трудятся на церковном клиросе.
Сложный вопрос перехода от среднего к высшему профессиональному церковно-музыкальному образованию затронула преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Раиса Геннадьевна Гундяева. 36 лет регентское отделение СПбДА использовало стандарты среднего образования. Переход на новый уровень — бакалавриат — потребовал значительных изменений программ, чтобы подготовка регентов не уступала по уровню светскому музыкальному ВУЗу. Повысились требования и к преподаванию богословия, нравственного и догматического, причем учение Церкви на уроках зачастую рассматривается сквозь призму богослужебных текстов.
Вторым этапом рассмотрения вопросов регентско-певческого образования съезд обратился к стандартизации среднего духовно-музыкального образования. Проректор по учебно-воспитательной работе Смоленского православного духовного училища Макавцова Ольга Михайловна поделилась опытом получения государственной аккредитации, признания дипломов училища на уровне федеральных стандартов. Образовательный курс в Смоленске был взят на реализацию федерального стандарта по специальности «хоровое дирижирование», основываясь на благословении священноначалия использовать как опыт прошлого, так и реалии современной образовательной системы. В итоге сложной работы над повышением уровня образования выпускники училища сегодня получают два диплома — внешний, как дирижеры хора, и внутренний, церковный, как регента.
На третьем этапе исследования проблем церковно-певческого образования съезд рассмотрел деятельность детских учебных заведений. Доцент Московского гуманитарного педагогического института и руководитель детского ансамбля при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Москва Стрельцова А.С. поделилась опытом организации детского хора на приходе. А преподаватель Хорового училища им. А.В.Свешникова и дирижер «Школы духовного пения» при храме мц. Татианы при МГУ С.Ю.Маркелов рассказал о том, как изучают гласы осмогласия дети в его хоровой школе.
Особое впечатление произвел доклад завуча «церковной музыкальной школы» в г. Красногорск Зининой Н.В. При храме Успения Пресвятой Богородицы там много лет действует полноценная музыкальная школа для детей и юношества. Участники съезда были впечатлены выступлением «Ушаковского хора» этой школы.
На следующий день, 1 декабря, с трибуны съезда прозвучали два программных выступления — Святейшего Патиарха Кирилла и митрополита Волоколамского Илариона.
По мнению Святейшего Патриарха, важнейшей задачей в сфере церковного пения является поддержание традиций: синодальной, московской, киево-печерской, валаамской. Другие варианты гласов зачастую растворяют распев в авторских интерпретациях. Одной из задач является также использование на приходах традиции общенародного пения Литургии, а также решения проблемы воцерковления «приглашенных» певчих. Что касается образования, то его уровень не должен уступать светским учебным заведениям, необходимо добиваться аккредитации. Важнейшей частью образования должна быть и богословская подготовка, потому что «сегодня церковный регент должен быть катехизатором».
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении затронул тему влияния светской музыки на богослужение. Приводя цитаты из писем композитора П.И.Чайковского, он с критикой отозвался о бытующем «концертном» стиле исполнения песнопений в храме. Однако это не значит, что нужно во всех храмах переходить на унисонный знаменный распев, против чего предостерегал Патриарх Кирилл, утверждая, что наряду со знаменным распевом «Церковь знает и другие стили пения, прочно вошедшие в ее литургическую практику». Для служб необходимо ориентироваться на четырехголосную гармонизацию того же знаменного пения, придерживаться обихода восьми гласов, впрочем, не отвергать и лучшие образцы духовной авторской музыки.
Затем заведующий Регентской школой при Московской духовной академии игумен Лазарь напомнил участниками съезда высказывания святителей Филарета (Дроздова) и Игнатия (Брянчанинова, патриархов Алексия I и Пимена о принципах церковного пения. С докладами выступили гости из-за рубежа: протодиакон Александр (Кедров) (Франция), священник Александр Барнеа (Румыния), А.Г.Боублей (Польша). Острые вопросы секуляризации церковного пения подняли игумен Силуан (Туманов) и профессор Адыгейского университета Светлана Хватова.
В итоге съезда была утверждена резолюция, где, в частности, было решено проводить подобные форумы раз в три года, ходатайствовать о создании организационной структуры по вопросам церковного пения при Патриархии, ходатайствовать о решении проблем социального статуса регентов и певчих.
Зав. регентско-певческим отделением Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 12, 2016.