Олешук Евгений. "Христианская семья - путь к вечности"

Посвящается N

«И взя Господь Бог человека, его же созда, и постави его в раи сладости» (Быт. 2: 8), - так красиво и поэтично повествуется на славянском языке о сотворении рая в Книге Бытия. В более привычном для нас синодальном переводе это место из Ветхого Завета звучит так: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2: 8). Сотворив человека, Создатель особым образом промышляет о нем. Бог водворяет первородного Адама в самом лучшем месте на земле, в «саду Едемском» (gan Eden по-еврейски) или в «раи сладости», по греческому и славянскому текстам. В других местах Библии рай называется еще «садом Божиим» (Быт.13: 10; Иез. 28: 13;), «садом Едема» (Быт. 2:15; 3:23–24; Иоил. 2: 3) или просто «Едем» (Иез. 31:9).

Как известно, первый человек был сотворен Богом в шестой день творения вне рая («и поместил там человека»), и введен был Создателем в рай позднее,  «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Используя в своих трудах греческий перевод Библии (Септуагинта), свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что дееписатель «блаженный пророк Моисей не сказал только в раи, но в «раи сладости», чтобы показать нам то высокое наслаждение, которое человек вкушал, пребывая там. А поскольку жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и приятность от вкушения, но чтобы человек от чрезмерного покоя не развратился, Бог повелел ему “возделывать” и “хранить” рай» (Творения. Том 4. Беседы на книгу Бытия).

Как следует из Св. Писания, первородный человек от своего сотворения имел в себе и мужское, и женское начало. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог…» (Быт. 1: 27, 28). Ибо так было задумано и установлено изначально, на Предвечном Совете Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1: 26),  чтобы человек (муж и жена) были едины и пребывали в любви, мире, согласии.  Здесь  подобие усматривается и в том, что изначально «двуединый» по своей природе человек (мужчина и женщина) уподобляется триединому по природе Богу (Святая Троица), превечно пребывающему в любви.

Еще до того, как Господь поместил первородного Адама в рай, Создатель предусмотрел и помощника ему: «сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). От самого начала творения в Божиих замыслах существовал план о сотворении женщины, жены  как помощницы своему мужу. Первый человек Адам остро испытывал потребность в другом человеке, в том, кто способен разделить его радости и его труды. «Адаму же не обретеся помощник, подобный ему» (Быт. 2:20),  подобный, то есть одной с ним природы, ничем не ниже его.

Итак, согласно хронологии библейских событий, еще до того, как произошло разделение первородного человека на мужское и женское начало, еще до того, как произошло «сотворение» из «ребра» Адама жены-помощницы (Быт. 2: 21, 22), у Создателя уже был замысел об этом: «сотворим ему помощника» (Быт. 2:18). Ибо такой превечный план Создателя о человеке, таково веление Божие, чтобы мужчина и женщина, муж и жена были одной семьей, единым целым (Быт. 1: 26, 27).

Свт. Иоанн Златоуст особо обращает наше внимание, что «для человека (Адама) не нашлось помощника, подобного ему». Сколько бы бессловесные (животные) ни были нам полезны своими услугами, но помощь, оказываемая Адаму женою, другого рода и гораздо превосходнее. И потому, «взявши одно из ребр его», Господь Бог “создал … жену” (Быт. 2: 21). Чудное дело, безмерно превышающее наш ум! Таковы и все дела Господни. В самом деле, создание жены из ребра Адама не меньше создания человека из персти земной. При этом обратим внимание и на снисхождение Божественного Писания - какие простые, понятные слова употребляются ради нашей немощи: «И … взял одно из ребр его». Не разумей слова эти по-человечески, но знай, что употреблены грубые речения приспособительно к немощи человеческой... Но не будем останавливаться на словах, а станем понимать все благоприлично, как относящееся к Богу».

И вот, как повествуется далее в книге Бытия, из «ребра» первородного Адама по повелению Создателя таинственным образом созидается первая женщина, его жена. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2: 22). Таким вот необыкновенным, удивительным и непостижимым нашему плотскому разуму способом, «из ребра», приходит в мир «жена», первая женщина, праматерь рода человеческого Ева,  так же как Адам, носящая в себе образ Божий. Мужчина и женщина созданы из одной плоти, «кость от костей… и плоть от плоти» (Быт. 2: 23), сотворены, чтобы быть рядом, жить в единении и любви.

Примечание.  «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3: 16).  Слово Божие вразумляет ум и таинственным образом питает душу человека. Авторитет Священного Писания непререкаем для всякого верующего. У нас нет нужды не доверять или сомневаться в истинности Слова Божия, будь то священные книги Нового или Ветхого Завета. Ап. Павел прямо об этом говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3:17). И еще сказано: «Слово Божие живо и действенно…»  (Евр. 4: 12). А свт. Иоанн Златоуст говорит: «Не верить содержащемуся в божественном Писании, но вводить другое из своего ума... подвергает великой опасности отваживающихся на такое дело». Итак, отбросив всякое сомнение, лукавые помыслы и наветы вражии, все написанное в Книге Жизни будем понимать «не мудрствуя лукаво», без собственных (или навязанных нам) домыслов и фантазий,  в простоте сердца.  По слову Спасителя: «Блаженны  чистые сердцем, ибо они узрят Бога» (Матф. 5:8). И еще сказано: «Я призрю на смиренного… и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66: 2). Не усомнимся в Слове!

«А кто не разумеет – пусть не разумеет» (1 Кор. 14: 37). Так сказано ап. Павлом в его послании к христианам из греческого г. Коринфа,  в адрес претендующих на некое «особое знание» (помимо сказанного пророками и апостолами). Ибо верные последователи Христа и Его апостолов, всем сердцем желающие спасения, поверят и примут Слово, а вместе с Ним примут правду и истину, обретут всю полноту знания от Духа Святого, Духа Истины.

В саду Эдемском

Прародители рода человеческого Адам и Ева в раю пребывали в мире и радости, пребывали в гармонии друг с другом и со всем Божиим творением. По замыслу Создателя им суждено было наслаждаться красотой рая и вечно жить в задуманном ради них и «насажденном» именно для них прекрасном «саду Едемском» (Быт. 2: 8, 15). Промыслительно и отрадно, что в раю среди неземной красоты деревьев и цветов, благоухающих небесными ароматами, была сотворена Адаму его «помощница» и жена (Быт. 2: 22), его «прекрасная половина».

Среди неизреченных красот райского сада созидается самый великолепный шедевр из всего сотворенного Богом, некая божественная жемчужина, удивительный, прекраснейший из всех цветов рая - первая женщина. «И нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3: 20).

Не в нашей власти знать, каким путем и как могла развиваться впоследствии жизнь людей в раю, получивших повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1: 28). Даже представить это нам не хватит ни фантазии, ни воображения. Известно только, что первые люди, Адам и Ева, наслаждались неизреченным великолепием и «прохладой» рая, им было хорошо вдвоем. «Люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотью, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждою: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 25). Доколе не привзошел грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди пришли и стыд, и сознание наготы», - так говорит об этом свт. Иоанн Златоуст.

 «Жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14), отмечает ап. Павел. Так случилось - время и человеческую историю не повернуть вспять - лукавый змий хитростью соблазнил доверчивую и простодушную Еву. Жена не устояла, не проявила достаточно мудрости и благоразумия. Она была сотворена для мужа «помощницей», создана для того, чтобы слушать Адама и доверять только ему, но вместо этого она, неразумная женщина, доверилась коварному «змию». Адам, как созданный прежде жены, по замыслу Творца был ее учителем и руководителем. Представляется вполне естественным, что по своей природе женщина не является в полной мере самодостаточной, ей не дано быть мудрой и совершенной. Это непререкаемый факт, данность,  так установлено Богом. Как следствие, после грехопадения людей прародительнице рода человеческого Еве, а, значит, и всем «дщерям» ее сказано: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Не случайно наряду с бессловесными, Адам нарек имя и своей жене  (Быт. 3:20). Сама по себе, без опеки и покровительства мужа, жена не может быть в полной мере совершенной, независимой и счастливой. Такой ее сотворил Господь:  слабой и беззащитной, немного наивной и простодушной, уязвимой в своей доверчивости. Ева не была искусной ни в премудрости, ни в послушании, не обладала она и «житейским опытом». Обольщенная хитростью и лукавством искусителя, сама того не желая, ввела в грех Адама: «и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел…»  (Быт. 3: 6).

И вот, как повествуется далее, «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…» (Быт. 3: 7). Попрана Божья заповедь, в мир пришли грех, тление, и ничего уже нельзя изменить. Время не властно человеческой воле…

Непреложный факт, как некогда праматерь рода человеческого Ева, так и ее «дочери» ныне более искушаемы, более уязвимы. По своей природе женщинам свойственно многое принимать на веру, они более склонны доверять. Женщинам свойственно «любить ушами», доверять словам, обещаниям.

 

Потерянный рай

После грехопадения и изгнания из рая, когда «преступлением Адама грех вошел в мир» (Рим. 5:12), история человечества пошла известным путем. Вместе с грехом в сотворенный Богом нетленный мир вошли смерть и тление. Люди утратили драгоценный дар Божий, дар бессмертия. С этого момента роду человеческому суждено уже «плодиться и размножаться» через деторождение,  подобно всему животному миру. Как сказано в Св. Писании: « Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1).  Рождение детей – «приобретение от Господа»,  это дар Божий. Ибо не плотское естество человеческое, а Бог, Творец и Создатель всего сущего, дает нам детей.

Здесь уместно еще раз остановиться и заострить внимание на правильном истолковании истинной сути грехопадения, внести ясность о сущности первородного греха прародителей Адама и Евы, о чем нередко трактуется неверно, часто предвзято, порой вульгарно. Итак, согласно хронологии библейских событий из текста Св. Писания следует, что зачатие («Адам познал Еву») и рождение первенца (Быт. 4:1) произошло не в раю, а гораздо позднее, уже после изгнания человека из сада Эдемского (Быт. 3:24), это значит, уже после утраты Адамом и Евой их истинного целомудрия и единения с Богом. Само же грехопадение (нарушение заповеди «не вкушай») т.е. преслушание Господа, произошло еще в Эдеме, после чего и последовало отвержение наших прародителей от Источника всех благ, отлучение их от «древа жизни».  Об этом сказано так: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима … чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24).

Весь род человеческий, все мы, в отличие от праматери Евы, имеем уже не райское, а земное происхождение. Мы смертны, ибо по своей природе сопричастны греху прародителей, по неразумию своему преступивших заповедь Божию.

Прародители, изгнанные из Эдема, лишенные царственного величия, уподобились другим тварным созданиям. Влечение к противоположному полу («основной инстинкт»)  присуще всему биологическому виду Гомо сапиенс, оно является неотъемлемой частью материальной природы человека. Вполне естественным для людей является и присущий всему животному миру тип размножения («по природе, как бессловесные животные») (Иуд. 1: 10). Об этом говорится также и в других местах Св.  Писания (2 Петр. 2: 12). В «уподоблении» биологической природы человека животным усматривается еще и особое Божие промышление о людях, равно как и безграничная мудрость Творца. Если бы закон парности, которому подчинен весь животный мир, не был властен и над человеком, было бы нарушено некое равновесие, и в своей неуемной гордыне человек возомнил бы себя богом. Вместе с тем, без сомнения, каждый человек несет в себе «искру Божию», ведь мы потомки первородного Адама, сотворенного «по образу и подобию» Создателя. Именно в этом – высшее достоинство человека, его принципиальное и коренное отличие от остальных тварных созданий.

Мужское и женское начало - это две половинки целого, но одновременно и две противоположности, которым суждено стать единым. Сила, незримо соединяющая их, любовь. Не «хотение плоти», не «хотение мужа» (Инн. 1: 13), а любовь, как незреченный Божий дар и благодать. Любовь, как удивительная незримая сила Божья и Нетварный свет, все вокруг Себя освящающий и Собою преображающий. В идеале супружеские отношения, преодолевая различия, преодолевая грех, порок, разделение, человеческое несовершенство взаимно обогащают и освящают друг друга, ибо они несут характер жертвенной любви. Супружеская любовь является отображением беспредельной любви Христа и Его Церкви.  И не случайно в Св. Писании сказано «тайна сия велика есть» (Ефес. 5: 32). Великая и удивительная тайна Божия – любовь, которая «никогда не перестает», которая всегда с нами, ибо любовь «пребывает и ныне» (1 Кор. 13: 8, 13),  пребывает ныне вместе с верою и надеждой.

«Нехорошо быть человеку одному…» (Быт. 2: 18). Продолжая эту мысль, устами славнейшего из земных царей Соломона,  мудрый Проповедник (Екклизиаст) говорит: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего... Также, если лежат двое, то тепло им, а как одному согреться… (Еккл. 4: 9-11). Действительно, любовь и гармония невозможна, если нет второй половинки. Так задумано и заложено от начала. Адам испытывал одиночество и некую ущербность без Евы, и только вместе с ней, в общении с ней постиг он красоту рая и всю полноту райского блаженства.

«Двоим лучше» - ибо это прямой и кратчайший путь к Богу, а еще это возможность еще здесь, на земле, вернуть потерянный рай.

О цели христианского брака

Как обращает внимание свт. Иоанн Златоуст, ссылаясь на слова ап. Павла в его послании к христианам Коринфа, первая и важнейшая цель брака - сохранить чистоту супружества: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7: 2). Из истории известно, что греческий город Коринф, будучи одним из культурных центров античного мира, сосредоточил в себе все грехи и пороки разнузданного язычества. Его жителям было свойственно провождение легкомысленной и развратной жизни, что естественным образом сказывалось и на нравственном состоянии местных христиан, большинство которых было обращено из язычников. Здесь, в Коринфе,  ап. Павлу пришлось иметь дело не с иудейскими заблуждениями, а с эллинской чувственностью и философией. Не случайно апостол заповедует не иметь даже общения с теми, кто, называя себя христианами, не оставляют своей порочной жизни, ибо блудодеяние не воспринималось в Коринфе как порок. Блуд считался в этом месте чем-то вполне естественным, что неразрывно было связано с влиянием культа богини любви Афродиты, храм которой находился в городе.

Раскрывая тему супружества и брака, ап. Павел предваряет свою речь такими словами: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор. 7:1). Для  служения Богу и духовной жизни безбрачие лучше: человек, свободный от земных попечений, в полной мере  может служить Ему: «Женатый заботится о мирском, как угодить жене, неженатый заботится о господнем, как угодить Господу» (1 Кор. 7: 33). Разумеется, данное повеление адресовано далеко не всем, а лишь тем, «кто может вместить» (Мф. 19: 12). Большинство же людей во все времена гораздо больше попечения своего и заботы полагали о земном, «осязаемом». Как во времена Ноя и до него, так и ныне, люди живут мирскими заботами, «потому что они плоть…» (Быт. 6:3). И потому люди по обыкновению своему «женятся и выходят замуж» (Лк. 17: 27), что само по себе не предосудительно. Для неспособных к девству брак – это средство для сохранения себя в чистоте, от невоздерженности и блуда.

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «богоглаголивый Павел преподает закон о браках, и не стыдится, не уклоняется... Если Господь почтил брак, и не постыдился, но украсил это дело и Своим присутствием, и Своим даром, превратив воду в вино – то, как стал бы стыдиться раб, преподавая закон о браке? Не брак – порочное дело, но порочно прелюбодеяние, порочное дело – блуд; а брак есть врачество, истребляющее блуд. Брак установлен не для того, чтобы мы распутствовали, не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными».  И далее святитель Иоанн особо подчеркивает: «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ».  

Какая удивительная и вместе с тем мудрая мысль: «От целомудрия рождается любовь…»,  и как это не согласуется она с духом нашего времени.

Для тех, кто сомневается, приведем слова современника свт. Иоанна Златоуста, блаженного Августина из его знаменитой книги «Исповедь». Развивая мысль о великой пользе для человека от утеснения плоти и воздержания, блаж. Августин пишет: «Обрученную невесту принято не сразу отдавать из дома, ибо жалким даром покажется мужу та, о которой он не воздыхал долгое время, будучи женихом». Так было принято во многих государствах древнего мира. Таковы неписанные патриархальные устои, многократно испытанные самой жизнью, широко распространенные, в частности, в языческом  обществе древнего Рима и Карфагена. Хранение непорочности и чистоты до соединения в браке – норма, ибо в этом залог прочности семьи. «От целомудрия рождается любовь». Истинная любовь - та, что «никогда не перестает».

 А так называемые гражданские браки, что сделалось почти нормой сегодня, нехранение супружеской чистоты до замужества – вот главная причина измен и разводов. Не только распущенность, утрата девства и блуд в молодости, но и нехранение чистоты, невоздержание до замужества. И действительно, «жалким даром» (в старину выражались, «сущей безделицей») покажется для мужа его невеста, не сохранившая до брака непорочности, не сохранившая целомудрия. Ибо в очах Божиих это грех и порок. Вкушение сладости «запретного плода» до срока напомнит о себе позднее, и обязательно напомнит, но уже «горькой оскоминой». И не важны поводы к тому и причины - лукавые наши оправдания Бога не убедят. Не стоит удивляться, - впоследствии мужья своими женами пренебрегают (как «жалким даром»), изменяют им, т.к. не уважают, не берегут. «Бог поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Вторая цель брака – рождение детей. Так реализуется на земле самое первое повеление Божие людям: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28). Можно, разумеется, оспаривать, что является более важным и первостепенным: сохранение чистоты супружества или продолжение рода человеческого на земле. Однако свт. Иоанн Златоуст расставил цели христианского брака именно в таком порядке: 1) чтобы мы жили целомудренно и 2) чтобы делались отцами, родителями. Он пишет: «после того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающей довольствоваться одною женою. А поскольку не все,  вступившие в брак, в силу разных причин делаются родителями, главная цель брака – сохранить целомудрие». Святитель Иоанн особо обращает внимание, что в самом начале, на заре человеческой истории, людям желательно было иметь детей («плодитесь и размножайтесь»), чтобы каждому «оставить память и остаток после себя». Из Св. Писания известно, что в древнейшие времена люди жили долго (800-900 лет и более), и имели много детей (5 глава кн. Бытие). Когда же человек, как биологический вид размножился, и люди расселились по всему лицу земли, «когда вся вселенная наполнилась человеческим родом, в благословенном Богом союзе мужчины и женщины важнее сохранить непорочность и чистоту» - вещает далее богоглаголивый Иоанн Златоуст.

Сегодня, когда Земля уже в меру заселена, да и обветшала наша планета, а вместе с ней состарился, без сомнения, и род человеческий, многие довольствуются одним ребенком, а порой и вовсе не желают «обременять» себя. Но мы, христиане, не будем забывать, что дети благословенный дар Божий и даются нам для воспитания их в вере, любви, святости, - чтобы род христианский на земле никогда не прерывался. Ап. Павел прямо говорит: «Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2: 15). Итак, цель брака понятна и достигаема: сохранить целомудрие и чистоту в супружестве, родить и воспитать в вере детей. Даже по земным меркам вполне логично, целесообразно, разумно.

 

«Для любви не названа цена…»

Но есть еще и духовный смысл и высшая цель брака - возрастание в Любви. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1 Кор. 7:2, 3). По замыслу Творца каждый из супругов должен любить другого. Любить, как самого себя. Пребывая в любви, целомудренно прожив настоящую жизнь, сподобимся и Царства Небесного, и благодати.

 «Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). Развитие и совершенствование человека происходит через любовь к ближнему.  Создавая семью, человек получает возможность совершенствоваться в любви. Благословенный союз любящих сердец, создание семьи – наши шаги на пути к Богу, на пути к спасению. Господь потому и создал Еву, чтобы первый человек Адам мог научиться любить, любить жену, своих детей. Научиться любить другого человека, весь род человеческий, любить творение, подобное себе, как самого себя. Потому что любовь должна развиваться, расти.

Христианская семья это союз, освященный и благословенный самим Господом Богом. Жизнь супругов под одной крышей, совместные радости и печали, совместное их преодоление, поддержка друг друга и утешение – все это ступеньки к Вечности, ступеньки на пути к Небесному Царствию. Здесь, на земле, мы только учимся жить, приобретаем усердие,  чтобы заслужить право пребывания в вечной Любви Божией. Именно в семье мы учимся любить друг друга,  чтобы научиться любить всех людей, созданных по образу Божию.

«Бог есть любовь» (1 Инн. 4: 8, 16). Стяжание любви на земле – вот главное условие и одновременно «пропуск» в вечные обители Небесного Отца. Любовь – единственное свойство человеческой души, сродное Богу. Не вера, не надежда, не «высшая справедливость». Ибо когда наступит «полнота времен», когда совершится справедливый Суд Божий, и мы будем видеть Создателя своего Бога «лицем к лицу», вера нам уже не понадобится. Да и чего надеяться, когда Бог реальность…

 Истинная любовь — счастье и полнота. У митрополита Антония Сурожского встречается такая мысль: тайна любви к человеку начинается тогда, когда мы смотрим на него без желания обладать им, без желания как-то использовать его личность,  а просто глядим и изумляемся красоте, что нам открылась. А тайна на то и тайна, чтобы открываться не всякому...

 «И будут два одной плотью» (Быт. 2: 24):  мы призваны через брак, через телесное и духовное единение мужа и жены обрести утраченное единство, восстановить утраченную связь с Господом и Создателем. Вернуть истинную любовь, радость, мир, счастье, вернуть «потерянный рай».

Евгений Олешук

ноябрь 2017 г.

В статье автор опирался на:

  1. Ветхий Завет. Книга Бытие.
  2. Творения свт. Иоанна Златоуста. Том 4. Беседы на книгу Бытия.
  3. Толковая Библия Лопухина с комментариями. Т.1.