Олешук Евгений. "Беззаконное смешение или откуда зло на земле"

«И увидел Господь Бог,

что велико развращение человеков на земле…

и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6: 5, 11)

Как известно из Священного Писания, Бог сотворил мир прекрасным и совершенным. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31), - так говорится в самом начале Книги Бытия после завершения Создателем творения земли, вселенной, всего живого и самого человека. Первые люди были сотворены совершенными и безгрешными, им предстояло жить в райском саду, премудро устроенном Богом, жить в прекрасном Эдеме, как раз и созданном ради обитания в нем человека, венца творения. «И взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 8).

По замыслу Создателя людям предстояло возделывать на земле Эдемский сад, иметь общение с Богом и вечно пребывать в радости и блаженстве. Самое первое повеление, которое заповедал Господь Бог людям: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1: 28), - этими словами Творца выражается благословение Божие на умножение и распространение рода человеческого.

Увы, как мы знаем, история человечества пошла иным путем. Змей хитростью и коварством прельстил Еву, праматерь рода человеческого. Она, в свою очередь, ввела в грех Адама: «И увидела жена, что дерево приятно для глаз и вожделенно…и ела, дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 6).

Грех как беззаконие

За преслушание Бога и нарушение заповеди небесная кара пала на прародителей и их потомков, на весь род человеческий. Господь сказал Адаму: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя» (Быт. 3: 17). Важно отметить, что проклятие Божие пало на оскверненную человеческим грехом землю, на которой предстоит теперь жить Адаму и потомкам его. Проклята земля, но не люди. Наказание Божие стало неизбежным следствием преслушания первородным Адамом своего Господа и Творца, ибо он более внимал голосу жены своей, а не заповеди Создателя. И вот человек изгоняется «из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3: 23).

За преступление Адама земля навсегда утратила первозданную чистоту, красоту и великолепие, и с тех пор из нее стали произрастать «тернии и волчцы» (Быт. 3: 18), они распространились вместо благоухающих небесным ароматом райских цветов. Сорняки, ядовитые растения и болезни - вот неизбежное следствие первородного греха человека, вставшего на путь беззакония (преступления заповеди Создателя).

Отметим одну деталь. Жена Адама первой прельстилась на коварные уговоры хитрого змия. Вместе с тем, как мы видим из Писания, за преступление женщиной Божией заповеди ничего страшного и угрожающего не произошло. Ева не умерла, не заболела, внешне не стала другой. Да и в природе ничего не изменилось: сотворенный мир и все осталось как прежде. Но когда «вкусил плод» первородный Адам, в то же мгновение на земле и во вселенной включились законы тления и смерти. С этого момента в мире стали господствовать неумолимые процессы деградации живой и неживой материи, процессы энтропии и умножения хаоса.

Сказано: «грехом Адама в мир вошла смерть» (Иак. 1: 15). И вот, начались невиданные доселе мутации в живой природе: на земле появились неизлечимые болезни, хищники, паразиты, сорняки, ядовитые и несъедобные растения («тернии и волчцы»), благоухающие небесным ароматом нежные розы произрастили шипы и колючки. Иной стала и роль самого человека на земле. Теперь людям предстоит уже не наслаждаться прохладой райского сада, а дается повеление «в поте лица», в тяжелом изнурительном труде обрабатывать землю: «со скорбью будешь питаться от нее … и в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 17, 19). Ева также получила от Бога заслуженное наказание за свой грех. Господь Бог «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3: 16).

Потомки Адама

Из Св. Писания известно, что у Адама и Евы было много детей: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» (Быт. 5: 4). Первые люди отличались долголетием (жили 800-900 и более лет) и имели много детей, население земли увеличивалось быстро. Однако Св. Писание дает более подробные сведения лишь о двух линиях, двух отраслях рода человеческого. Это каиниты (потомки первого сына прародителей Каина) и сифиты (потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы, которого Создатель даровал прародителям вместо убиенного Авеля).

Как известно из Св. Писания, Каин был зачат и родился сразу после изгнания согрешивших прародителей из рая: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1-2). Каин родился в то время, когда его родители, нераскаянные за преступление заповеди, пребывали в бездне греха. Преслушание заповеди Творца в очах Божиих является беззаконием, оно и стало причиной того, что грех вошел в мир. Нераскаянность Адама и Евы стала причиной всех последующих грехов и беззаконий в человеческом роде. Зло стало распространяться на земле подобно раковой опухоли. Семя греха произрастило свои горькие плоды: первый сын прародителей Каин стал и «первым человекоубийцей».

Много времени понадобилось прародителям Адаму и Еве, чтобы почувствовать всю глубину своего падения, чтобы осознать, наконец, свое преступление и раскаяться в нем. Ибо претензии людей на то, чтобы «быть как боги» (Быт 3:5) стали в итоге причиной грехов, смерти, тления. Наконец, спустя сто тридцать лет после грехопадения прародителей милосердный Господь принял их покаяние, и третий сын Адама и Евы Сиф стал благословением Божиим. "И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин" (Быт 4:25). Праотец Сиф воистину является «плодом покаяния», который принесли прародители, ибо праведный Сиф стал первым из потомков Адама, кто устремился к небесной жизни, которую утерял первородный человек в результате грехопадения. Его благочестивые потомки унаследовали от Бога милость и благословение, они суть истинные дети и сыны Божии.

Каин же унаследовал от Бога не благословение, а проклятие, ибо он желал делать угодное себе, а не то, что угодно Создателю. Прозревая тайные людские помышления, сердцеведец Господь накануне задуманного Каином убийства брата упредил его вопросом: «отчего поникло лице твое?... если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4: 6-7). Затаивший злобу на брата, Каин не внял обличению, не раскаялся, а осуществил задуманное. Не раскаялся он в страшном грехе братоубийства и после (покаяние или «метанойя» - «перемена ума», греч.), а предпочел скрыться от своего Создателя. И потому Господь в праведном гневе сказал Каину: «проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоегоИ пошёл Каин от лица Господня» (Быт. 4: 11, 16). Понятно, что первый убийца в роде человеческом никак не может называться "сыном Божьим". Естественно, что среди потомков богоотступника не может быть и "детей Божиих", - они стали именоваться «человеческими».

Cыны Божии и дочери человеческие

По преданию, когда Сифу исполнилось 40 лет, он был восхищен ангелом на высоту и научен знанию многих тайн Божиих. Праотец Сиф видел расположение горней твари, красоту небес и движение их, движение солнца и луны, звезд, устроение небесных знамений. Он узнал о предстоящем развращении и нечестии человеческого рода. После сорока дней он опять оказался на земле. И как сказано в Св. Писании, Сиф «прославился между людьми» (Сир. 49: 18). «Прославился» здесь означает то, что он был пронизан славой, энергией Божией. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «сияло же лице Сифово красотою и славою, как лице ангелово, и имел он сию славу лица своего во все дни жизни своей». Поскольку «просветилось лице его» от видения небесной твари и от беседы с ангелом, как впоследствии просветилось и лице Моисеево, потомки Сифовы именовались до потопа «сынами Божиими».

Далее повествуется: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4: 26). Со времени праотца Еноса началось общественное богослужение и благодаря этому оформилось общество людей, служащих Богу. Люди, участвующие в совместной молитве и жертвах, отделились от других, они естественным образом стали особым обществом, своего рода Первоцерковью и получили название «ягвистов» или «сынов Божиих».

Таким образом, согласно Св. Писанию, сыны Божии – это прямые потомки праотца Сифа, сохранившие верность своему Создателю, унаследовавшие Его благословение. Пока избранные Богом потомки Сифа были отделены от детей Каина, Бог был милостив к ним, Он снисходил и к человеческим слабостям, и к беззакониям грешников.

Как повествуется далее в книге Бытия, «когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт. 6: 2). Здесь «дочери человеческие» — это потомки первого сына Адама Каина по женской линии, которые отличались внешней привлекательностью.

 Порой встречаются иные взгляды и мнения, кто такие здесь, в данном месте Библии, «сыны Божии». Известно, что иногда в Св. Писании Сынами Божьими называются ангелы (Иов 38: 7). Но здесь в контексте говорится не о бесплотных ангелах, как порой неверно трактуется данное место книги Бытия, но имеются в виду плотские дети Сифа, его мужские потомки. Природа ангелов иная, не материальная, да и возраст ангельских созданий никак не может быть ограничен годами кратковременной человеческой жизни: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 3). Итак, в данном отрывке книги Бытия (Быт. 6: 2) под «сынами Божиими» однозначно разумеются потомки праведного Сифа, а «дочери человеческие» – это потомки Каина по женской линии.

Эволюция греха как беззаконное смешение

Смешение потомков Сифа с каинитами началось после смерти Адама. В Писании говорится, что «сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им» (Быт. 6: 4). Происходит беззаконное и греховное «смешение чистого с нечистым», праведных потомков Сифа с сынами и дочерями первого убийцы в истории рода человеческого. Как обращает внимание прп. Ефрем Сирин, дочери каинитов стали обольщать сыновей Сифовых при помощи "искусства обольщения", которому их научили демоны. Он пишет: «поскольку сыны Сифовы брали себе в супружество дщерей Каиновых и пренебрегали прежних жен своих, то последние начали пренебрегать хранение чистоты и стыдливости, соблюдаемых ими до того времени ради мужей и вместе с ними». И вот уже в роде человеческом стали катастрофически множиться и вскоре стали чем-то привычным грехи прелюбодеяния и блуда. Этот гибельный процесс еще более усугубился и стал необратимым после смерти самого праотца Сифа, авторитет которого служил своего рода дамбой, не дававшей размывать границы первой допотопной Церкви. Пленившись внешней красотой, избранные Богом потомки Сифа совершили грех (беззаконное смешение) и бесславно пали... Развращение рода человеческого стало причиной усиленной деградации земли и всего живого. Как следствие, после смешения сифитов и каинитов стали рождаться уродливые исполины («буйство плоти»). И отнюдь не случайно Бог сократил продолжительность жизни людей до 120 лет (Быт. 6: 3).

Далее в Св. Писании повествуется: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле…и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, — и вот, она растлена: ибо всякая плоть извратила путь свой...» (Быт. 6: 5, 11, 12), – гибельное невоздержание распространялось в мужах и женах. Так произошла первая в истории человечества "сексуальная революция", из-за которой погиб первый мир. Невоздержанность и блуд породили идолопоклонство и демонослужение. На Земле возникла цивилизация, основой которой была магическая власть над стихиями, сопряженная с необузданным блудом. Естественно, эти человеческие беззакония и грехи не могли продолжаться вечно.

 «И раскаялся Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт.6: 6-7), - повествуется далее в Св. Писании. Еще Адаму иудейское предание приписывает предсказание о двукратной гибели мира: один раз от воды, другой раз от огня (Иосиф Флавий. Иудейские Древности, гл. 1: 2, 3). Первое предсказание Адама уже сбылось: «тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (2 Петр. 3: 6).

Итак, «первый мир» погиб в гигантском водовороте Всемирного потопа: водой смываются бесчисленные грехи людские. Водой потопа омывается и очищается также и «растление земли», все то зло, которое из-за развращения рода человеческого ядовитыми змеями-аспидами расползлось по телу земли.

Краткое отступление.

В Писании сказано: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). Не нужно быть пророком, чтобы уразуметь, что вторая «сексуальная революция», которую род человеческий переживает ныне («усреднение» полов, однополые браки) станет причиной гибели современного мира: «нынешние небеса и земля… сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петр. 3: 7). Человечество погибнет от греховного беззакония и угождения плоти, от потакания своим прихотям и угождения низменным страстям. Безбожная западная цивилизация демонстрирует гибельность подобных процессов. Православным важно сохранить чистоту веры и верность Создателю, чтобы в «суетном веке сем» не впасть в соблазн и не смешаться с беззаконниками. Вот пример: православная Украина, неотъемлемая часть Святой Руси, устремилась в сытую Европу к ее соблазнительным, хотя и весьма сомнительным «благам». И вот, еще совсем недавно прекрасное, цветущее государство погрязло в беззаконии, хаосе и гражданской войне. Это предупреждение всем нам, всему православию. Вот к чему приводит беззаконное «смешение».

Зло и беззаконие на земле

Но вернемся к давней истории. В то страшное время разнузданного человеческого беззакония и массового богоотступничества на земле все еще оставались праведники. Господь Бог сохранил Себе «остаток» среди испорченного и развращенного человеческого рода. «Ной же обрел благодать пред очами ГосподаНой был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт 6: 8).

Далее сказано так: «Ной ходил пред Богом» (Быт 6: 9). Он хранил себя праведным и непорочным в роде своем, как некогда его предшественник праведный патриарх Енох. Итак, Ной и его потомство, его семья – это благочестивая отрасль, род праведных потомков Сифа, истинных сынов Божиих, которые не смешивались с развращенным родом богоотступников-каинитов. Сохранился ничтожно малый «остаток» - только «восемь душ» из многочисленного рода человеческого. Вот к чему ведет склонность к плотскому смешению, к соблазну, к духовному компромиссу. Эта давняя история – в назидание всем нам, ныне живущим. Ибо зло часто приходит посредством смешения, вследствие чего теряется чистота и целомудрие непорочного.

Зло в мире существует не само по себе, оно множится от того, что подобно богоотступнику Каину, человек потакает голосу собственной плоти, идет на сделку с совестью, на компромиссы со своей верой. И как неизбежное следствие, преступив «внутренний закон», человек совершает грехи, пагубные для своей души, умножая и беззаконие в мире. И не кается, не желает меняться. Как мы помним, первородный Адам, поддавшись искушению и преступив заповедь, затем малодушно спрятался от своего Создателя среди деревьев райского сада. Так же поступил и его беззаконный сын Каин (плод греха), который не внял обличению Создателя и также предпочел «скрыться от лица Господня».

По преданию и пророчествам святых отцов Церкви, эпоха пред новым, теперь уже огненным «потопом», воссоздаст и превзойдет мерзости развращенных современников Ноя и многих его наследников, яростных богоборцев - строителей вавилонской башни, прямых потомков сына Хамова Ханаана. Может быть, эти времена уже начались. Наши современники вновь нашли тайны корней и трав (наркотические средства, спайсы), при помощи которых люди входят в контакт с миром «духов злобы поднебесной», с миром демонов. Люди, увлекаемые падшими духами, уже не ограничивают себя повторением преступлений, но с каждым годом изобретают все новые и новые виды злодейства. Сегодня многое свидетельствует, что совсем недалеко то время, когда повторится уже бывшее ранее в истории человечества.

О последних временах и о Суде Божием в Св. Писании сказано: «как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж… и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 38, 39). Как было во дни Ноя, когда «растлила всякая плоть путь свой на земле» (Быт. 6: 12), и за косность во грехе первый «мир был потоплен водой» (2 Петр. 3: 6), так же неминуемо, согласно пророчеству святых, погибнет и этот мир. Сказано: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3: 10). Согласно Св. Писанию, в конце времен по крайней привязанности к благам и наслаждениям земным («похоть плоти и похоть очей» (1 Инн. 2: 16)), духовно бесплодная человеческая цивилизация и вся планета погибнет во всепожирающем пламени огня: земля, все живое и плоды рук человеческих будут сожжены подобно Содому и Гоморре.

Прискорбно и страшно, ибо сегодня многое свидетельствует о том, что апокалипсические времена уже начались. Ибо блудное «смешение» происходит у нас на глазах, пагубные процессы «расчеловечивания» людей и деградации всего человечества идут все активнее (содомия, растление малолетних, гендерное уравнивание).

ДВА ГОРОДА

Повествование об истоках и эволюции зла будет неполным, если не привести еще один пример «смешения» людей из истории Ветхого Завета. Имя ему - Вавилон. Имя, давно ставшее нарицательным. Упоминание о Вавилоне (евр. Бавель) мы находим в книге Бытия в связи с образованием царства Нимрода, самого знаменитого из потомков Хамовых, сделавшим Вавилон столицею своего государства в земле Сеннаар (Быт. 10: 8 -10). Этот город упоминается еще и в библейском повествовании о строительстве башни («столпотворение»), где Вавилон становится олицетворением могущественной силы, противной Господу Богу (Быт. 11: 9). Кроме Библии историю о строительстве этого города и судьбе вавилонской башни донесли до нас также клинописные глиняные таблички, раскопанные археологами на месте бывших городов Ассиро-Вавилонского царства, и аккадское название города Вавилон переводится как "Врата бога".

Обратимся к трагическим страницам истории человечества, к печально знаменитым событиям «вавилонского столпотворения». В книге Бытия мы находим повествование о неудавшейся попытке построения человечеством всемирной цивилизации. Библейская история скудная, но все же проливает некоторый свет на то удивительное сооружение и на мотивы постройки.

Итак, согласно Св. Писанию, у послепотопного человечества, а сохранилось только «восемь душ» из семейства патриарха Ноя, был один язык, одно наречие, на котором люди могли общаться между собой и с Богом: «была вся земля глас един у всех» (Быт. 11:1). Как известно, в те давние времена население земли, не знавшее войн и междуусобиц, умножалось быстро, человеческая цивилизация развивалась весьма активно. И вот «сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11: 4). В неразумии своем потомки патриарха Ноя, нечестивые потомки праведника, повторили преступление первородного Адама, самовольно посягнув на то, что человеку по праву не принадлежит («сделаем себе имя»), ибо слава, хвала и честь принадлежат одному Богу. Обезумевшие в гордыне люди вновь захотели «быть как боги» (Быт. 3: 5). Непризнание человеком зависимости от Создателя ведёт к извращению отношений, соединяющих человека с Богом. В конечном итоге, чтобы зло более не умножалось на земле, Бог «смешал языки» (Быт. 11: 7) и «рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли» (Быт. 11: 8, 9).

 Слово Вавилон встречается также и в священных текстах Нового Завета, где служит символом противящейся Богу могущественной силы и грядущей власти антихриста. В Св. Писании чаще всего употребляется в особом иносказательном смысле: «Вавилон, город великий, ...он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14: 18, 19). Вавилоном обозначают богоборчество и религиозное отступничество. Как один город (Иерусалим) является средоточием вселенной, центром Божьего царства, так другой город (Вавилон) в духовном смысле является воплощением на земле царства сатаны: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17: 5).

Выдающийся религиозный деятель христианства, философ и богослов Аврелий Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего (лат. civitas Dei) и Града земного (лат. civitas terrena). Одним предназначено «вечно царствовать с Богом», а другим «подвергаться вечному наказанию с дьяволом». Как известно из Писания, первым гражданином земного града был Каин.

Блаж. Августин пишет: «Итак, два града созданы двумя родами любви: град земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный - любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, последний - в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а величайшая слава для другого есть Бог... Один во славе своей возносит свою голову, второй же говорит своему Богу: Ты, Господи, слава моя, и Ты возносишь главу мою (Пс. 3: 4). Тем правит похоть господствования, в этом служат друг другу по любви» (О граде Божием).

Термин «град Божий» блаж. Августин заимствует из Ветхого Завета (Пс. 86: 3). Вечный Иерусалим – духовный эпицентр жизни человека, это «врата на небо». По слову блаж. Августина, «какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет конца»? Люди, которые живут в Боге, поступают по заповедям Его, образуют «Град Божий», «Град Небесный» или, по выражению ап. Павла, «вышний Иерусалим» (Гал. 4: 26).

У блаж. Августина далее повествуется: «Два града - нечестивцев и праведников - существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут порознь». Вавилон и Иерусалим антиподы и они не могут сосуществовать вместе, они не смешиваются. Здесь, на земле люди проходят испытание, но каждому из нас предоставлена свобода выбора. Как ранее, так и ныне только от самого человека зависит, какой город – земной (Вавилон) или Небесный (Иерусалим) ему избрать, ибо третьего не дано. Выбор этот требует полного самоотречения. В духовной жизни и деле спасения нет и не может быть компромиссов. Невозможно быть только «немного вавилонянином». Ибо сказано: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (Кор. 5: 6).

Духовный выбор проходит через сердце человека, выбор этот касается и всего собрания верующих (по греч. Ekklisia, Церковь). И если Церковь Христова не устоит, если произойдет смешение с беззаконниками, а «соль Православия станет пресными отбросами гуманизма», нас всех ждет погибель. И потому «спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян. 2: 40), - словами первоверховного апостола Петра призывает нас Св. Писание.

Итак, ВАВИЛОН или ИЕРУСАЛИМ?

Какой из городов выберем, в том и жить будем…

 

В статье автор использовал:

- Священное Писание, книга Бытие

- О граде Божием, блаж. Аврелий Августин

- цитаты из книги Серафима Роуза «Православный взгляд на эволюцию».

- материалы из книги св. Даниила Сысоева «Летопись Начала».