Олешук Евгений. "Люба - Любовь"

Когда вода Всемирного Потопа

Вернулась вновь в границы берегов

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась любовь…

Высоцкий  В.С.

Милосердный Господь щедро являет нам Свои богатые милости и открывает Свои неизреченные тайны. И меня, недостойного, Господь сподобил быть свидетелем удивительного Божьего чуда и откровения. Справедливость требует поведать об этом теперь, когда уже нет с нами человека, благодаря которому я стал свидетелем этого чуда. Светлой его памяти и посвящается этот рассказ.

Весна. Прекрасная пора года, когда природа оживает, украшается изумрудной зеленью, наполняется пением птиц. Для тех, кто трудится на земле, весна прекрасна вдвойне… Заболеть весной – как это не вовремя и некстати. Болезнь это невозможность реализовать планы, исполнить задуманное. В такое время, когда все радуется жизни, поет и благоухает, а ты способен только с трудом передвигаться, на сердце тяжелым камнем ложится груз уныния и печали.  Болезнь это еще и физическое страдание, боль. Тяжелое заболевание, когда человек вдруг оказывается  на грани, всегда серьезное испытание и требует немало мужества и терпения. Болезнь смиряет человека, вольно или невольно.

Мой добрый знакомый, раб Божий Олег, после специализированных медицинских процедур в клинике, наконец, выписывался из онкологического отделения больницы. Прекрасный человек, широкой щедрой души, любящий муж и отец. Натура творческая и неуемная, трудолюбивый и увлеченный дачник, каких поискать. После ухода на заслуженный отдых Олег Михайлович по своему разумению и скромным возможностям  все же пытался создавать «маленький рай» на даче. Ему хотелось возвратить земле хоть маленькую частицу Эдемского сада, что по неразумии своему утратили наши согрешившие прародители.

Еще Олег Михайлович любил рыбалку, душой чувствовал каждое дерево, лес, природу. Ценил все настоящее.  И вот он, смиренный раб Божий, неожиданно оказался в ситуации на пороге жизни и смерти… Серьезной проблемы могло не быть, если бы лечащие врачи своевременно проявили бдительность и профессионализм. Но незадачливые эскулапы четыре месяца безуспешно пытались лечить непреходящую боль в спине с подозрением на радикулит, так и не обратив внимания на развитие онкологии.

От природы человек добрый, незлобивый, Олег Михайлович принял ситуацию со смирением, свойственным возрасту и пережитому. В прошлом моряк, он на всю жизнь усвоил привычку ни на что не роптать и никому ни на что не жаловаться. Обиды на горе-эскулапов не  держал (на все воля Божия). А вот за свою семью переживал сильно. Переживал за жену, за детей и внуков, которых сильно любил. Помню, с каким упоением, с каким восторгом Олег Михайлович рассказывал мне и как радовался, что его внучка любит гостить на даче. При этом она не «на шашлыки» приезжает, а участвует в общем деле, работает на земле, не гнушается  прополоть грядку, посадить и полить цветы. «За нее я спокоен, вырастет человеком», - нередко повторял он с твердой уверенностью в ее судьбе.  Надежда и оптимизм, приобретенные годами непростых испытаний, и в тяжелой болезни давали ему силу и мужество не падать духом даже теперь, в критической ситуации. Несмотря на слабость и непреходящую боль, цеплялся за жизнь и верил, что благодаря проведенному курсу радиотерапии, он снова «вернется в строй». Да и врачи из онкологической клиники  оказались на редкость чуткими и заботливыми, укрепив его надежду на лучшее. Что ж, не все так мрачно и удручающе в этом мире…

 Хорошо помню непродолжительную беседу «за жизнь», более монолог с его стороны. Давно не виделись, человеку хотелось выговориться, я слушал… Олег Михайлович прекрасный рассказчик. Разговор о семье, о родных и близких, о том, что болит. Нет, не физические страдания угнетали его, а больше переживание за судьбу близких. Особенно за жену, за свою «половинку».  Меня и ранее удивляло до восторга и умиления, с какой любовью и теплотой Олег Михайлович отзывался о своей жене. Это так чувствовалось в его голосе, в самой интонации, в его словах:  «моя Люба». Любовь Ивановна, значит. Она должна была с минуты на минуту приехать, как раз сегодня мужа выписывали из больницы.

Любовь Ивановна мне понравилась сразу. Спокойная, скромная женщина лет шестидесяти, может, чуть больше. Красивая, стройная и ухоженная. Правда, ее красота, на первый взгляд неброская, красота скрытая, внутренняя. И вот, с ее приходом, с ее присутствием в больничной палате все вдруг изменилось, преобразилось удивительным образом. Небольшое помещение онкологического центра наполнилась неким незримым и таинственным светом, неким особым светом не материальной природы. Больничная палата с приходом этой женщины стала светлой и солнечной, тесная комната стала вместилищем мира и тишины, неизреченной радости, благодати. «Моя Люба» - моя Любовь. Вот оно, запечатленное в человеке зримое материальное воплощение Любви Божией, самого Бога. Запечатленное, как Его образ, Его Любовь.  Половинка единого целого, любимая жена, «моя Люба».    

Нельзя передать словами, что я чувствовал в эти минуты. Огромный и необъятный, прекрасный и удивительный мир Любви. Той Любви, что является причиной и источником всего сущего в мире и на нашей прекрасной планете. В необозримых сферах бытия, во всех проявлениях жизни. И в этой земной жизни, что на короткое время даровал Господь человеку. Любовь как неизреченный дар Бога, как нетварная энергия, незримая тайна и благодать, всепроникающая и все преобразующая. Вот и я соприкоснулся с ней на малое время, познал не из мудрых книг, а на собственном опыте. Милостью Божьей удивительные и прекрасные капли Божией любви, Его милости и благодати, как свежая утренняя роса, опустились и на меня.

«Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью» (Еф. 5: 31). Это про них… Любовь мужа и жены, соединение двух половинок в единое целое. «Тайна сия велика…» (Еф. 5: 32). Как в союзе Христа и Церкви, так и в установленном Творцом союзе мужчины и женщины, мужа и жены, есть нечто сакральное, запредельно-мистическое, недоступное холодному расчетливому рассудку. На этой прекрасной, удивительной женщине, которую я видел первый и единственный раз в жизни, зримо запечатлелись неизреченные по красоте нетварные отблески Божией благодати. Любовь преобразила ее. И я узрел эту неземную преображенную красоту своими глазами. Так мне открылось на малое время.

История любви. Я был знаком с Олегом Михайловичем совсем немного. Нас соединяли общие интересы, общие увлечения. Знаю, что раньше, еще в советское время он служил во флоте. За время службы успел несколько раз обойти землю. Многое повидал. Воочию лицезрел свирепую морскую стихию, на себе ощутил буйство разъяренного океана. Сознавался в смирении, что человек, как бы он не превозносился своим мнимым величием, в океане среди природной стихии ничто, маленькая песчинка.

 «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего… всему верит, всего надеется…» (Кор. 13: 4-7).  Его жена, его Люба, как Ассоль капитана Грея, терпеливо ждала мужа на берегу.

   

Ждала, полагаясь на Бога и Его милосердие. Надеялась на лучшее, верила, что все будет хорошо. Как никто другой, его Любовь «умела ждать». Через молитву преодолевала свои немощи, укрепляла силы и веру. Без сомнения, ее молитва укрепляла и его силу и мужество. А сколько она пролила слез, известно одному Богу. Слезами очищается сердце…

Любовь – лучшее врачевство, панацея от всех жизненных обстоятельств, трудностей и невзгод. Лучший тест на любовь - расставание. Вспоминаются бессмертные строки В.С. Высоцкого: «Страна Любви - великая страна, и с рыцарей своих для испытаний всё строже станет спрашивать она, потребует разлук и расстояний…». Испытание  разлукой Любовь Ивановна выдержала, прошла его с честью.   

Наше рождение, земная жизнь, создание семьи, любовь - это краткий миг быстротекущего времени, которое отведено нам здесь, на земле, где мы только «странники и пришельцы» (Евр. 11:13). Любовь – единственное  из того, что даровано Создателем человеку, сродное Богу, сродное Его нетварной природе. Это то, что и здесь на земле, и в блаженной Вечности незримо соединяет нас с Творцом. Когда мы будем «видеть Бога лицеем к лицу», вера нам уже не понадобится, да и чего надеяться,  если мы будем сопричастны Богу.

И только одна «любовь никогда не перестает...» (Кор. 13: 8). Это великий и бесценный дар Божий. Ее принимают или не принимают. Внешняя привлекательность и красота никакого отношения к любви не имеют.

Любовь дается тем, кто достоин, кто способен ее «вместить»,  как сказано: «кто имеет, тому дано будет и приумножится…» (Мф. 13: 12).  Великое счастье и великое приобретение - наполнить свою жизнь любовью. И значит, пришли мы в этот мир не напрасно. Пришли на малое время, чтобы на крыльях Любви подняться ввысь и навсегда переселиться в наше Небесное Отечество, где нет житейской суеты и скорбей, где нет прошлого и настоящего… Ибо там, в блаженной Вечности, в Царстве Любви «всегда с Господом будем» (1 Фес. 4: 17). И я верю, что милосердный Спаситель не забудет верного раба Своего, и примет его в Небесные чертоги, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».