Проблема нехватки лютеранских пасторов

Перевод с немецкого и аннотация: священник Алексий Хотеев

Евангелическая (Лютеранская) Церковь Германии — вторая по численности конфессия в ФРГ после Католической Церкви. Она представляет собой объединение двадцати местных Церквей, напоминающее федеральную структуру Германии. В качестве основы вероучения декларируются Священное Писание, Апостольский и Никео-Цареградский Символы веры, Катехизис Лютера, Аугсбургское исповедание веры, а также ряд документов, принятых в Барме, Лойенберге и Штутгарте. Еще одной особенностью Лютеранской Церкви является институт женского священства. Женщины могут стать здесь не только пасторами, но и занимать епископские должности. Первый такой случай имел место в 1992 году. В настоящее время в качестве епископов выступают 21 мужчина и 3 женщины. Здесь следует, конечно, заметить, что лютеране иначе понимают само священство, чем Православная Церковь. Они делают акцент на административных и проповеднических функциях своих служителей, в то время как православные трактуют священство как право совершения таинств. Предлагаемое интервью, опубликованное на сайте Немецкого радио, знакомит с одной из актуальных проблем Евангелической Церкви — вопросом о замещении уходящих на пенсию пасторов молодыми преемниками. В диалогах живо проступают разные позиции заинтересованных лиц. Для православного читателя может оказаться полезным знакомство с размышлениями на подобную тему. Конечно, в Православной Церкви не стоит остро вопрос о замещении престарелых священников молодыми, в этом отношении Русская Церковь «помолодела». Но размах вестернизации в нашем обществе не доставит ли в будущем проблем с подготовкой священников? Во всяком случае, задумываться о таких вопросах лучше раньше, чем они встанут на повестку дня.

 

Заботы о молодых пасторах.

Как Евангелические Церкви обхаживают молодых пасторов.

Михель Нолленбах.

Слишком мало молодых людей изучают теологию, в то время как пасторы на всей территории ФРГ уходят на пенсию. Отсюда следствие: много евангелических общин должны будут в будущем отказаться от практики иметь одного пастора на одном приходе. Как же может Церковь снова стать привлекательной для молодого духовенства?

Уменьшение числа студентов накладывается на целую волну выходов на пенсию, что, по меньшей мере, с 2018 года должно будет сильно ощущаться. В ближайшие двадцать лет около половины всех пасторов в ФРГ пойдут на пенсию. Это означает, что, несмотря на всю церковную экономию и подчистку до четверти всех священнических мест, много приходов в будущем должны будут отказаться от одного пастора на место. Причины недостатка молодых людей среди евангелических священниц и священников многочисленны. В первую очередь это демографические причины. В Германии становится все меньше молодых людей. Николя Вендебург, начальница кадрового отдела в Церкви Ганновера, и Хартмут Люббен из Церкви Ольденбурга называют далее следующие причины:

«Вместе с тем я считаю возможным, что с вытеснением Церкви на периферию общественной жизни у определенной части молодых людей эта профессия потеряла свою привлекательность».

«Потому что роль пастора за последние годы значительно поменялась. В общинах она претерпела структурные изменения, также повлияла на нее общественная ситуация в целом, наше обращение с религиозными и духовно-историческими темами. Да мы и сами попросту упустили возможность приступать ко многим темам за последние годы».

Иоахим Охель является референтом Евангелической Церкви Германии по вопросам образования. Он может хорошо понять, почему многие молодые люди за последние годы не приняли решения в пользу обучения теологии. Плохие перспективы в профессиональном отношении для евангелических пасторов за истекшие двадцать лет, конечно, широко обсуждались:

«Положиться в своей профессии на то, что все средства к существованию будут зависеть от церковных институтов и, в конечном счете, от религиозного потенциала. Это непростое решение. И когда этот институт, которому таким образом доверяют, в профессиональном отношении оказывается хрупким, тогда это имеет далеко идущие последствия. Что обернулось таким вот кризисом доверия».

Еще несколько лет назад многих молодых теологов, которые свой викариат успешно закончили, уговаривали задержаться, поскольку в наличии было слишком мало священнических мест. Но теперь карты поменялись. По правилам все викарии могут рассчитывать на то, что их сменят, говорит Христиана де Вос. Для пасторши из Гамбурга была учреждена специальная должность в недавно объединенном северном округе, чтобы специально привлекать на смену молодежь:

«Сейчас случается так, как, например, в Северной Фрисландии, где некоторым общинам с трудом удается найти пасторшу или пастора. И я знаю, что там есть коллеги, которые испытывают большую нагрузку, потому что они должны обслуживать деревни в округе».

Чтобы склонить молодых людей к изучению теологии, Евангелические Церкви должны вступить в конкуренцию с другими профессиями, считает профессор Фридрих Вильгельм Граф из Мюнхена:

«Церкви ФРГ должны стать более привлекательными в качестве работодателей, они должны организовать общий национальный рынок вакансий. У нас еще много провинциализма и приходской замкнутости, работу священника нужно лучше оплачивать, опять же уравнять с гражданскими профессиями, и нужно определенно сделать так, чтобы профиль Евангелической Церкви прямо зависел от религиозной занятости священников».

В сравнении с другими академическими специальностями заработок пастора действительно не очень роскошный, правда, Николя Вендебург, начальница кадрового отдела в Церкви Ганновера, сомневается, что деньги играют здесь решающую роль:

«Нужно заметить, все зависит от того, на что человек смотрит: если на экономические условия, можно сказать, что оплата скудная. С другой стороны, пасторы получают полную страховку, которая соответствует статусу служащего».

До сих пор студенты-теологи были подчинены местной Церкви, в которой они имели свой викариат и поступали затем на должность священника. Между тем, начинается настоящее соревнование между местными Церквями ФРГ, считает Иоахим Охель:

«Заметно как форсируются мероприятия по привлечению к обучению теологии. Если это становится все труднее и труднее, не исключено, что дело дойдет до настоящей конкуренции».

Возглавляет эту конкуренцию небольшая Церковь в Ольденбурге. Она нарушает прежнюю традицию поставлять только теологов своей Церкви. Хартмут Люббен отвечает здесь за набор молодежи на священнические места.

«Это попытка еще раз отреагировать на проблему постоянной нехватки молодых людей, мы распрощались с вековым принципом, когда на должности назначаются местные уроженцы. С прошлого года мы обращаемся ко всем федеральным землям».

Это не везде хорошо приходится. Церкви на востоке боятся, прежде всего, «утечки мозгов» на запад и, соответственно, обострения своих проблем. Теперь уже есть значительная разница в оплате между восточными и западными Церквями.

В северных землях прилагают старание привлечь свою собственную молодежь и возлагают на это большие надежды. Помимо всего прочего с помощью интернет-сайта «Наследники». Он имеет заглавие: «Можно изучать Веру, Любовь, Надежду». Авторитетный рекламодатель на homepage — бывший студент-теолог Иоахим Гаук.

Христиана де Вос полагается не только на интернет. Она хочет, прежде всего, вдохновить пасторов заботиться о потенциальных преемниках. Так как собственный хороший пастор мог бы стать для молодых примером, и это было бы самой лучшей рекламой для пастырского служения.

«Мы с намеком говорим иногда о маленьких гнездышках, из которых появляются желающие изучать теологию. Это совершенно очевидно те общины, в которых процветает работа с молодежью. Я вспоминаю, например, об общине Бергдорфер Маршен, там существует целая академия для юных, и это воодушевляет, заставляет думать о дальнейших шагах на этом пути, о том, что действительно обращено к молодежи».

Устрашающим для многих интересующихся молодых людей является то, что нужно знать еврейский, греческий и латынь, чтобы изучать теологию. Это чрезмерное требование, считает Христиана де Вос:

«Нужно ли заявлять такие высокие претензии, знать греческий язык Платона, чтобы переводить Новый завет, я лично сомневаюсь».

И еще одна особенность есть в изучении теологии: без веры в Бога оно не имеет смысла. Хотя:

«Некоторые представляют себе, что сюда разрешено вступать только супер благочестивым, для остальных это не подходит. Я скажу, напротив, Церковь ищет нормальных людей, возможно разных, которые по-разному стоят в общении с Богом».

В Гессене следуют другим путем, чтобы закрыть приходские лакуны. Здесь возлагают надежды на пришедших «во единодесятый час». Референт Иоахим Охель:

«Есть очень много людей в возрасте 35, 40 лет, которые имея академическое образование и высококвалифицированную специальность, говорят: это не может быть занятием на всю оставшуюся жизнь, я хотел бы приблизиться к разрешению простейших вопросов и развить свой интерес в изучении теологии. У них хорошая мотивация, они хорошо учатся, и для них должна быть предоставлена возможность, стать в дальнейшем священниками».

И таким образом университет в Марбурге предлагает обучение для тех, кто работает и имеет академическое образование и при этом хочет переменить свою профессию, чтобы стать пастором. Спрос настолько велик, что в Хайдельберге предлагается похожий курс переквалификации, согласно поговорке «к Псалтири приходят с возрастом».

Источник:

http://www.dradio.de/dkultur/sendungen/religionen/1810742/