Назначение в Беларусь нового Патриаршего экзарха

Священник Алексий Хотеев,

настоятель прихода в честь св. Иоанна Кронштадтского в г. Минске.

Перевод на покой митрополита Филарета было, конечно, прогнозируемым событием, с одной стороны, а с другой стороны — все-таки неожиданным. Владыка Филарет был наделен редкой работоспособностью, и в свои семьдесят лет он мог нести такую нагрузку, с которой едва бы справился тридцатилетний. Но в преклонном возрасте уже и ноги не те, и память слабеет… За свою многолетнюю усердную деятельность наш «дорогой авва», как нередко обращались к нему мы, священнослужители, заслужил покой. То, что митрополит Филарет освобожден ныне от должности управляющего Белорусского экзархата решением Священного Синода, является знаком внимания к его почтенному возрасту и состоянию здоровья.

В синодальном определении упоминаются «выдающиеся церковные достижения» митрополита Филарета. На этот счет нужно засвидетельствовать, что сказанное — не преувеличение. Когда в 1978 г. владыка был назначен белорусским митрополитом, в республике было ок. 400 храмов, а сейчас — 11 епархий, более 1500 приходов и ок. 40 монастырей, возрождены духовные семинарии и училища, открыта духовная академия и богословский факультет при БГУ. Все это стало возможным благодаря доброжелательному отношению и помощи на разных уровнях государственной власти. Митрополит Филарет предлагал мудрые решения многочисленных проблем, недоумений и неловкостей, возникающих в секуляризованном еще с советских времен белорусском обществе. Многие священнослужители от дьякона до епископа получили от рук владыки дар священства и учились пастырству на примере своего митрополита. Все помнят и торжественность богослужений, возглавляемых им, и доступность его проповеди, доброту и тактичность в обращении с людьми. Приятно было, когда владыка Филарет спрашивал о здоровье матушки и детей священника, о его родителях, вникал и старался помочь в решении бытовых проблем. Если нужно было прибегнуть к мерам воспитательным, то владыка выбирал слово наставления, всегда весомого, пусть порой и строгого, гораздо охотнее, чем меры формального дисциплинарного воздействия в форме указов и запрещений. Не напрасно носит он имя св. Филарета Милостивого.

Смена руководства в Белорусской Православной Церкви стала поводом для злословия в комментариях под официальными новостями на сайтах белорусской оппозиции. В этом нет ничего неожиданного и нового. Люди, далекие от веры и Церкви, замкнутые в своей «самокампании», постоянно твердят о своих обидах на светское и церковное руководство. Сам характер их выступлений, доходящих порой до хамства и клеветы, исключает возможность ответа в рамках приличия. Митрополит Филарет не увлекся сам и не дал увлечься подведомственному духовенству политическими играми. Духовное лидерство Церкви важнее лидерства политического, представлять Церковь должны пастыри, а не политиканы. Выбор нового митрополита в этом смысле был, конечно, делом не простым и, очевидно, Священный Синод остановился на достойной кандидатуре. Естественно также, что Синод Русской Церкви подбирал кандидатуру, не ограничивая себя только белорусскими архиереями, ведь достоинство пастыря определяется не его этническим происхождением и патриотизмом, а способностью учить Христовой вере словом и делом. Понятно, что горизонты Русской Церкви для такого выбора гораздо шире пределов Беларуси.

Во всех православных храмах нашей страны со времени назначения уже возносится имя нового Патриаршего экзарха митрополита Минского и Слуцкого Павла. Молитва и ожидание — вот естественная реакция на новое назначение. Митрополиту Павлу предстоит познакомиться со всеми особенностями церковной жизни в Беларуси, вникнуть в историю страны и почувствовать ее особую атмосферу, особенности культуры и менталитета народа. Не первый раз владыке Павлу придется жить вблизи с последователями католичества. Во многом благодаря деятельности митрополита Филарета с Католической Церковью поддерживаются добрососедские отношения, не получила распространения уния, эта «сварливая и упрямая союзница Римской Церкви», по меткому замечанию литовского канцлера Льва Сапеги. Хочется выразить надежду, что такая линия во взаимоотношениях между конфессиями будет сохраняться.

Понятно, что за количественными данными о росте приходов стоит немалое число нерешенных вопросов о собственности и состоянии храмов, о должной организации приходской жизни. Перед новым владыкой открывается здесь более широкое поприще для деятельности, чем прежде: если в Рязанской епархии 155 приходов, то в Минской — уже ок. 400.

Особо хотелось бы сказать о близких мне по моему служению священнических заботах. Митрополит Филарет стал настоящим отцом для многих белорусских священников. Его мудрое слово привычно воспринимается как выражение общей мысли и общей позиции духовенства. Годами между правящим архиереем и священниками бывали отнюдь не формальные «указно-приказные» отношения. Однако с ростом приходов и увеличением числа священников непосредственное общение с архиереем усложнялось. Между тем, именно правящий епископ, а не его секретарь, референты и благочинные является духовным отцом и руководителем священника. Сердечное и умное согласие, а не внешнее повиновение обеспечивает единение церковной иерархии: ни священник без епископа, ни епископ без священников ничего не совершает. Установлению такого согласия способствуют собрания духовенства, посещения приходов. Нужно сказать, что в белорусской церковной истории уже был пример епископа, дорожившего вверенным ему духовенством. Это Литовский митрополит Иосиф Семашко. С его именем и именами его единомышленников и помощников связано церковное возрождение Белоруссии в сер. XIX в. Эта деятельность заслуживает не только самой высокой оценки, но и внимательного изучения потомков. Понятно, что знание белорусской истории — вполне современное требование к подготовке священников. Между тем, Минские духовные школы находятся на стадии реформирования. Духовное образование приближается к стандартам высшего светского образования. На этом пути встает немало трудностей формального характера. Однако церковная школа имеет специфику уже по самому содержанию своих дисциплин. Высокий научный уровень духовных школ дореволюционной России обеспечивался фундаментальностью образования, когда студенты владели не только несколькими новыми, но и двумя-тремя древними языками. Духовное образование имело несколько ступеней (училище, семинария, академия) и длилось дольше, чем в настоящее время. Как гласит известная поговорка: «Каждый новый день — ученик предыдущего». В этом смысле обращение к анализу прошлого опыта не менее актуально, чем стремление «идти в ногу со временем». И самое важное. Пастырь душ человеческих, украшенный современными дипломами, не должен оставаться невеждой в главном деле — быть руководителем на пути спасения. Иначе невежественного ученика будут наказывать за невежество его педагога.

Митрополит Филарет вписал свое имя в историю, совершив своего рода второе Крещение Белой Руси. Его преемнику надлежит сделать еще очень многое, чтобы возрожденная Церковь была крепкой посреди житейских бурь нашего беспокойного века. Хочется пожелать ему в этом благословения Божия.

 

Священник Алексий Хотеев, настоятель прихода в честь св. Иоанна Кронштадтского в г. Минске. 1.01.2014.