Ганс Кюнг: «Можно ли еще спасти Церковь?»

Католики должны защищаться от папы

Опубликовано:  Die Berliner Literaturkritik

Рецензент Марк Хервиг.

Ганс Кюнг частенько производил переполох в Католической Церкви. Теперь мятежный профессор богословия из Тюбингена предпринял очередную атаку: 272 страницы плотной критики Церкви и папы поступают в этот четверг в книжные магазины. Прежде всего, нелегко приходится папе Бенедикту XVI и его предшественнику Иоанну Павлу II. Только радикальная реформа могла бы помочь Церкви: меньше папы, больше Христа. В случае необходимости верующие должны спасать свою Церковь против воли папы, настаивает Кюнг. Шансы в пользу проведения реформы снизу после скандала с сексуальными домогательствами католического духовенства выглядят как никогда лучше.

Как отмечает Кюнг, он собственно не хотел писать книгу «Можно ли еще спасти Церковь?» Но просто молчать он не мог. «Католическая Церковь больна, возможно, смертельно больна», — пишет 82-летний профессор. Нехватка священников, количественное уменьшение, скандал вокруг растления малолетних католическими духовными лицами – все это пробуждает в нем «долг совести», предпринять новую попытку продвижения реформы.

Кюнгу не нужно было изобретать что-то новое для своей книги, которая вышла как раз в тот же день, что и новая книга папы о Христе. Он уже был известен как церковный критик, у которого не завязан рот и который не страшится папы. Свыше 2 млн. проданных экземпляров его книг давно сделали Кюнга автором богословских бестселлеров. Такие его наброски церковной реформы как отказ от целибата, доступ к священническому сану для женщин и укрепление положения мирян легко находят понимание у широкого круга читателей.

Кюнг остается верен себе. По его мнению, прежде всего именно «неосмотрительная и зацикленная на власти иерархия» доставляет хлопоты Католической Церкви. Церковь из общества верующих все более и более превращается в «духовную диктатуру». Библейский образ Христа скорее разрушен папами с развитием их власти и вытеснен «самодельным церковным правом», пишет Кюнг.

Между тем такая Католическая Церковь должна казаться чуждой самому Христу. «Если бы Иисус из Назарета снова пришел, он не стал бы запрещать ни противозачаточные таблетки, ни отказывать в разводах и т.д.», — сказал Кюнг в среду перед журналистами в Тюбингине. Римская курия на протяжении веков издавала вердикты, которые шли совершенно в разрез с учением Нового Завета. Бенедикт XVI и его предшественник Иоанн Павел II еще усилили этот курс и тем самым удалили Церковь от реальной жизни и веры католиков. Это пора, наконец, исправить.

Во многих положениях книга Кюнга сходится с той апелляцией к реформам, которую профессора католического богословия уже несколько недель как превратили в газетную сенсацию. Все же Кюнг делает еще один шаг вперед. Прежде всего, он не выражается так дипломатично, как поступают его коллеги в своей апелляции.

Однако в то, что теперь его книга может навести папу или епископов на размышления об основах католической веры, Кюнг не верит. Поэтому он усматривает здесь обязанность каждого верующего: «Когда действие вышестоящих церковных властей явно не соответствуют Евангелию, тогда противостояние разрешено и даже необходимо». Католики не должны позволять, чтобы все нравилось Риму. Например, Кюнг может представить себе, что какой-нибудь приход настаивает на том, чтобы его священник оставался на своем месте, даже если бы он хотел жениться, хотя церковным правом запрещено женатому оставаться священником.

Если же верующие сами возьмут на себя ответственность за свою Церковь, тогда Церковь еще можно спасти, убежден Кюнг. «Я еще не потерял надежды».

Рецензент Ламия Каддор

Опубликовано:  Deutschlandradio Kultur

Еще один счет выставил Католической Церкви богослов Ганс Кюнг. На этот раз речь идет об отрыве Церкви от своих основ. Одну из них Кюнг называет «монархически-абсолютистским папством».

Эту книгу он никогда не хотел написать. Он охотнее посвятил бы себя другим, более важным богословским занятиям. Однако теперь теолог с мировой известностью ГансКюнг увеличил перечень своих впечатляющих трудов еще одним вызывающим споры названием. Два человека, которых он примечательным образом называет их гражданскими именами,  не оставили ему выбора. Кюнг пишет:

"Курс на реставрацию, который в последние три десятилетия осуществляют своими фатальными и драматически нарастающими действиями для всей христианской ойкумены папы Кароль Войтыла  и Иосиф Ратцингер, вынуждает меня снова выступить в неприятной для меня роли папского критика и церковного реформатора".

Кто-то найдет позицию Кюнга чересчур самоуверенной. Можно задаться справедливым вопросом, нужно ли ему в действительности сводить новые счеты с Католической Церковью. Ввиду преклонного возраста автора, – Кюнг родился в швейцарском городе Зурзеев 1928 г., – книга есть своего рода квинтэссенция долгой и бурной жизни исследователя.Это издание становится теперь важнейшей из популярных книг одной из центральных фигур католического богословия. Однако чтение интересно и само по себе.

83-летнему автору удалось детально и по-деловому, и вместе с тем озабоченным тоном назвать и раскрыть проблемы, стоящие перед Римско-Католической Церковью как в прошлом, так и на современном этапе. При этом важно, что, не смотря на всю критику, католическая вера и Церковь остаются теми же. Именно это придает больше правдоподобия требованиям Кюнга приблизить реформы. Соответственно, находящийся на пенсии профессор из Тюбингена выглядит не как судья возможных ошибок, но, в первую очередь, как «терапевт»:

"Не по причине несговорчивости или желания спорить говорю я так определенно, но по долгу совести, чтобы моей Церкви, которой я всю свою жизнь старался служить, и в этот раз – быть может последнюю? – службу совершить».

«Можно ли еще спасти Церковь?» трактуется как своего рода медицинское заключение об опасной для жизни болезни. Кюнг оценивает примерное число отступивших от Церкви в Германии в 2010 г. в 250.000 человек, в два раза больше чем за год до этого. По мнению автора, только основательный анамнез, точная диагностика и эффективная терапия могут исцелить пациента. Оглавление выстроено согласно этому порядку. Кюнг посвящает себя рассмотрению шести больших тематических комплексов: I. "Больная, даже смертельно больная Церковь?"; II. "Диагностика римской системы"; III. "Корни хронического заболевания"; IV. "Реабилитация с рецидивами"; V. "Сильные меры по спасению"; VI. "Экуменическая терапия".

В том, чтобы употреблять метафору о болезни Церкви, нет ничего оригинального. Икогда он задает вопрос об «Остеопорозе церковной системы», это выглядит довольно искусственным. Но с точки зрения содержания автор обнаруживает глубокие познания. Здесь критика не дилетанта.

Суть кризиса, которую Кюнг обнаружил для себя уже на протяжении нескольких десятков лет, все та же, что и прежде: Церковь со второго века до сегодняшнего дня несет на себе отпечаток происходящей из Ватикана римской системы власти. И она проникнута «забывчивостью, маскировками и попытками завуалировать факты». Вопреки всем противодействиям она существовала столетиями, считает автор. В качестве характерных показателей роста этой системы называет он враждебный мирянам клерикализм, враждебность к женщине и половым отношениям, употребление насилия духовного над недуховным и монополию на власть и истину.

Главная причина, угрожающая, по мнению автора, разрыву церковных структур, видится в длящемся веками и достигающем своего апогея в папе Бенедикте XVI «монархически-абсолютистском папстве». Здесь не удерживается Кюнг от нескольких прямых замечаний в адрес Иосифа Ратцингера:

"В качестве папы Бенедикт XVI упустил хорошие шансы сделать Второй Ватиканский Собор с его импульсами, далеко указывающими в будущее, компасом для Католической Церкви и мужественно ускорять ее реформы".

Конечно, нужно учитывать, что папа с конца 60-х является старым противником Кюнга. И не в последнюю очередь по этой причине потерял Кюнг в 1979 г. при его предшественнике на кафедре святого Петра, Иоанне Павле II, свою Missiocanonica, церковное разрешение на преподавание. Этого однозначно хватает, чтобы не избежать критики за сведение личных счетов. От читателя не ускользает то, что Кюнгу это нелегко удается. Но ему не дает покоя вечный спор о прогрессе и традиции. В этом заключается главный момент его критических занятий.

Так годами роется он глубоко в истории и богословии, чтобы найти новые данные. Как врач, скрупулезно анализирует он слабые места. Не всегда миролюбиво и не всегда сочувственным тоном указывает он наряду с критикой, обращенной к папской системе и обманчивой ее непогрешимости, на другие аспекты, такие как гомофобия, недостаточная прозрачность курии как в финансовом отношении, так и в вопросах целибата.

"Правило целибата не есть истина веры. В качестве церковного закона XI в. его следовало отменить еще по требованию реформаторов в XVI в. На него не было наложено табу Вторым Ватиканским Собором, оно должно быть подвергнуто дискуссии".

Впрочем, такие актуальные и сегодня дебаты играют в книге скорее второстепенную роль. Они, по мнению Кюнга,  являются просто симптомами более глубокого заболевания. Скандал вокруг сексуальных надругательств духовенства над детьми сделал очевидным для всего мира системный кризис Католической Церкви и, вероятно, ускорил появление этой книги.

В двух существенных моментах видит автор спасение Католической Церкви, именно в возвращении к смыслу определений Второго Ватиканского Собора и проведении внутренне обусловленных и основополагающих реформ в Церкви. Прогнозируемое удаление от того Собора, на котором Ганс Кюнг как и Иосиф Ратцингер участвовал как консультант, является для него не только ложным путем, но также отказом от самой сущности Евангелия. Хотя он и уважает традицию, пишет Кюнг, однако предостерегает от ее переоценки:

"Доверчивость к прошлому приводит к ослаблению творческой способности, к духовной импотенции и к пустой схоластике. Нет, следование традиции не должно быть в Церкви высшим законом".

В качестве методов лечения «терапевт» делает на добрых шестидесяти страницах 18 конкретных предложений. Например, у Церкви не должно быть никакой системы власти, но в ней должна быть определенная культура служения. При выборе епископа необходимо принимать во внимание клир и мирян. Кроме того, нужно набирать персонал из компетентных специалистов, а не фаворитов. Далее он находи тважным, чтобы священникам и епископам был разрешен брак и женщинам  были открыты все церковные должности.

Даже если книга и нацелена на Католическую Церковь, нужно, однако, заметить: такой критический и вместе с тем компетентный голос как этот важен для любого религиозного сообщества. Он бросает вызов правящей элите. Он вынуждает задумываться. Многие места из книги могут быть адресованы другим религиозным сообществам. Она дает верующим людям важные импульсы и страховку. Даже не-католик чувствует себя на многих страницах связанным с автором. Послушаем еще раз Ганса Кюнга:

"Я благодарен другой, Высшей Инстанции и многим готовым на помощь сотрудникам, что моя уверенность остается непоколебимой: не вера в Церковь как в институт, но в того Иисуса Христа, Его Личность и дело, которое в добрых церковных традициях, литургии, богословии при всем декадентстве и коррупции остается главным мотивом и никогда просто так не потеряется и не пройдет. Имя Иисуса Христа является чем-то вроде «Золотой нити» в постоянно обновляемой ткани часто лоскутной и грязной церковной истории".

Перевод с немецкого  священника Алексия Хотеева