«По слову Твоему закину сеть» (Евангелие 18-е, о чудесном лове рыб)

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что Евангелие —  это книга, которая решит нашу вечную участь: «По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни» («Аскетические опыты»).

Каковы сегодня мы здесь, на земле, по отношению к Евангелию? Любим ли его, ценим, сверяем ли с ним свою жизнь? А если любим и ценим, то в чем это выражается? Как известно, выражение любви заключается во внимании к тому, что мы любим. Хочется быть рядом с теми, кого мы любим, пребывать в том, что любим. Святое Евангелие требует по отношению к себе того же, ведь в нем звучит слово Божие к человеку. Более того, святой Петр Дамаскин говорит, что Сам «Христос сокровен в Евангелии, и желающий найти Христа может найти Его в Евангелии».

Христианину необходимо ежедневно читать Священное Писание, и особенно Новый Завет, в котором содержится учение Иисуса Христа. А если не читать, — как иначе удержать в уме и сердце надежду, веру, учение о спасении? Как иначе в море ежедневных впечатлений не упустить направления спасительного пути, начертанного в Евангелии, если мы ходим постоянно «посреди сетей» (Сир.9:18) многих?

В помощь пастве Церковь ежедневно предлагает чтение Священного Писания на Богослужении. Святое Евангелие, Апостол, Псалтирь прочитываются день за днем. А в воскресные дни, в связи с тем, что именно на еженедельную «малую Пасху» в Церковь приходит большинство членов прихода, читаются особые, самые важные отрывки Евангелия, в которых заключена вся суть спасительного христианского учения.

Свидетельства о чтении особых отрывков Евангелия в воскресные дни известны с IV века, а современный круг воскресных евангельских чтений сформировался к X – XII векам в Константинополе. Сегодня это 50 евангельских зачал (от слова «начало» определенного отрывка), которые звучат в Церкви каждый воскресный день и являются основой проповеди христианства в мире. Необходимо приложить все свое внимание, чтобы понять и усвоить услышанное в момент обращения Бога к людям — чтения Евангелия. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что внимать Священному Писанию надо так, как если бы мы были обязаны пересказывать прочитанное или услышанное. Некоторые святые отцы даже советовали проверять себя, был ли ты на Божественной службе (или скитался умом в «стране далече» (Лк. 15:13)?), по тому, помнишь ли, о чем читали в храме Евангелие?

Каждый отрывок Воскресного Евангелия уникален, и его можно рассматривать как отдельное маленькое поучение. Например, чтение 18-го воскресного дня по Пятидесятнице — это известный рассказ «о чудесном лове рыб» (Лк. 5:1-11).

Однажды Господь учил народ на берегу Геннисаретского озера и по причине множества народа попросил лодку у будущего апостола Петра, которого первоначально звали Симон. Из лодки было удобнее говорить народу, собравшемуся на берегу. Затем, закончив поучение, Иисус предложил Симону и другим рыбакам отплыть на глубину и закинуть сети, хотя они всю ночь трудились, не поймав к утру ничего. Однако Симон сказал: «По слову Твоему закину сеть». И неожиданно огромное количество рыбы попалось рыбакам, настолько многочисленное, что сети стали прорываться и рыбаки подозвали другую лодку.  На борт был поднят столь великий улов, что оба судна начинали тонуть! Ничего подобного рыбаки никогда в жизни не видали, поэтому, пораженный божественным могуществом и святостью своего Учителя,  Симон в ужасе стал умолять Господа выйти из лодки, говоря: «Я человек грешный!» В ответ на что Иисус сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков».

Очень важными словами заканчивается этот отрывок Евангелия — ученики «оставили всё и последовали за Ним».

Митрополит Антоний Сурожский, рассуждая об этом евангельском рассказе, сравнивает необыкновенный лов рыбы на Геннисаретском озере с богатым урожаем посеянного Спасителем в мире слова Божия. В тот день, уча народ из симоновой лодки, Господь показывал будущим апостолам (вместе с Симоном были также будущие апостолы Иаков и Иоанн) пример проповеди новозаветного, христианского учения, а богатый улов рыбы после этого был призван показать будущие плоды учения. Симон, Иаков и Иоанн без слов осознали призвание Божие на подвиг благовествования и решительно пошли за Спасителем, «оставив все»…

В рассказе о чудесном лове рыб известный проповедник  XX века святитель Николай Сербский видит, прежде всего, урок послушания. Все, что было изображено в этом эпизоде, святитель воспринимает как притчу: лодка обозначает тело человека, сети — ветхий, «прорывающийся» дух в человеке, глубина — бессмертная, непостижимая разумом природа души человеческой. Проявив послушание божественному призыву, человек в глубинах души получает столь богатый «улов» возможных для него плодов веры, что поначалу приходит в ужас. Но Господь утешает и ободряет его, порой, несмотря на желание человека вернуться к привычной «ветхой» жизни. «Я грешен!» — утверждает пораженный сиянием славы Спасителя начинающий ученик Христов, ужасаясь тому, как должна измениться его жизнь, в которой греховность стала привычкой. Но слово Господа: «Не бойся!» —  укрепляет малодушного, и он готов оставить все, в чем пребывал доселе, и следовать за Христом.

Также притчу видит в этом евангельском отрывке блаженный Феофилакт Болгарский, известный толкователь Священного Писания. Он сравнивает лодку на Геннисаретском озере с ветхозаветным учением иудейским на момент начала проповеди Христа. Законоучители, не желающие принять Христа, «всю ночь трудились», погруженные во мрак духовной слепоты, а на рассвете Господь посылает на проповедь простых рыбаков, которые проявляют духовную прозорливость и послушание, закидывают сети и добывают богатый улов — «уловляют» множество людей в духовные «сети», простое и смиренное христианское учение. Интересно, что сети закидываются «на глубину», и это значит, что не на поверхности житейского моря может человеческий ум постичь сокровенное «от мира сего» учение, но в тиши сосредоточенной, «глубокой», духовной жизни.

Каждый из святых отцов находил в евангельском повествовании нечто свое, с разных сторон раскрывая драгоценное содержание каждого слова Священного Писания. Вот почему важно читать не только само Евангелие, но и толкование к нему. Читать можно либо по церковному календарю, либо по своему, «келейному» кругу чтения Священного Писания. Важно, чтобы каждый день христианин питал свою душу духовной пищей — чтением Евангелия и молитвой.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин   

Опубликовано: "Воскресение", №9, 2016.


Назад к списку