Чудо у Наинских ворот (Евангелие 20-е, воскрешение сына Наинской вдовицы)

«Какое счастье, какое богатство – стяжание Евангелия памятью!» — говорил святитель Игнатий Брянчанинов. — «Евангелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутствует в темницу, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества».

Конечно, сегодня трудно отыскать человека, знающего все Евангелие наизусть, хотя, например, один из древних основателей монашества Пахомий Великий (IV в.) именно этого требовал от своих учеников. Для христианина Святое Евангелие становится неразлучным спутником на протяжении его жизни. Мы можем воспроизводить в памяти некоторые эпизоды, притчи, формулы Евангельского учения и использовать их в повседневности.

Самые главные отрывки Евангелия читаются в Церкви каждую неделю на воскресной Литургии. Любой из них — это самостоятельный и чрезвычайно важный элемент христианского учения, осваивая который, человек поднимается на новую ступеньку в опытном познании Истины. Святитель Игнатий говорил: «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью».

Например, чтение 20-й Недели (воскресного дня) по Пятидесятнице носит название «воскрешение сына Наинской вдовицы» (Лк. 7:11-16). (Напоминаем, что в церковном календаре год от года воскресные чтения могут смещаться на несколько недель в зависимости от даты Пасхи.)

Однажды Иисус в сопровождении множества учеников приближался к городу Наин, расположенному недалеко от Назарета. У городских ворот ученикам пришлось остановиться, потому что в тот момент из города шла траурная процессия — выносили на погребение умершего молодого человека. Он был единственным сыном женщины, которая была вдовой, единственным ее утешением, опорой и надеждой на поддержку в старости. Множество народа выходило из города к месту погребения, что свидетельствовало о любви горожан к этой небольшой, но, очевидно, трудолюбивой и честной семье, принявшей удар неумолимой смерти.

Увидев вдову и сочувствуя ей, Господь сказал: «Не плач». Движимый милосердием, Он подошел к телу умершего, прикоснулся к одру, и процессия остановилась. Прозвучали слова, заставившие всех умолкнуть: «Юноша! Тебе говорю, встань!» И произошло чудо: молодой человек, как от сна, поднялся на одре, сел и даже начал говорить. Как некий драгоценный дар, Иисус передал юношу в объятия матери. Внезапное счастье одних  отозвалось в сердцах других невыразимым страхом при виде ожившего мертвеца! Но видя реальность победы жизни над приговором смерти, люди вскоре исполнились ликования и восклицали: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой!»

Блаженный Феофилакт Болгарский при толковании этого отрывка Евангелия сравнивает «наинскую вдовицу» с душой человека, лишившейся богообщения. В лице прародителей Адама и Евы все человечество потеряло непосредственное общение со своим Создателем. До пришествия в мир Спасителя ум ветхого человека представлял собой как бы мертвеца, не имеющего ни движения, ни дыхания в Боге. Ум был вынужден скитаться по земле, привязанный к исполнению, в основном, внешних требований телесной жизни ветхозаветного иудея. От Царства Небесного — Горнего Иерусалима — такой ум был отлучен и как бы износился вон из его врат, подобно умершему юноше.

Но Господь, сочувствуя несчастным людям, прикасается к тому, где обитает человеческая душа — телу. Он принимает человеческое тело, чтобы подобным преобразовать подобное. Коснувшись одра — человеческого тела, — Спаситель передает человеку Божественные свойства, вселяя в него Жизнь, воскрешая ум. Поднявшись с одра, исцеленный человек уже не может не говорить, конечно, о воскресении. Прежде он молчал, умерщвленный грехом, а теперь готов нести в мир спасительный плод восстановленного богообщения.

В истории о  воскрешении сына наинской вдовицы известный проповедник XX века святитель Николай Сербский усматривает еще один важный урок, который преподает Господь людям. Претерпевая различные удары судьбы, человек склоняется к печали и плачу.  Но Бог всегда находится рядом с человеком, что бы ни происходило вокруг. Он посылает в мир одних людей и принимает души других, но при этом Его любовь к нам не меняется, а все удары судьбы предназначены для  того, чтобы мы ради спасения себя и своих близких — живых и умерших — теснее прилеплялись к Богу верой, молитвой, творением добрых дел. Так смерть побеждается жизнью. Сказанное наинской вдове «не плач», ведь вечная Жизнь и Радость предстала ее взору, соотносится с призывом к мертвецу: «Тебе говорю, встань!» Господь силен разрушить коварство смерти, превратив ее в ничто. Жизнь торжествует. Но для такого торжества человек должен принять Бога как своего Спасителя, остановиться в потоке безверия и с верой содействовать Господу в преображении своей души.

Один из толкователей Нового Завета Борис Ильич Гладков обращает внимание на то, что рядом с городом Наин, на одной и той же горе,  располагается город Сонам, где за 9 столетий до Рождества Христова произошло подобное чудо — пророк Елисей воскресил сына богатой женщины. Немногим раньше другой величайший пророк, Илия, также воскресил сына вдовы из Сарепты Сидонской. Здесь усматривается связь ветхозаветных событий, предварявших пришествие в мир Спасителя, и самого Боговоплощения. Однако у ворот города Наина воскрешение происходит совсем иным образом. Если древние пророки с долгой молитвой и слезами испрашивали у Бога исполнение желаемого, то Господь воскрешает юношу одним лишь повелением: «Встань!» В этом проявляется важное доказательство того, что в мир пришел не один из пророков, а Сам Бог, Которому молились величайшие герои древности.

Перенося чудесное и радостное событие, происшедшее у наинских ворот в древности, в сегодняшний мир, в нашу христианскую жизнь, можно задуматься о том, насколько наш ум, привязанный к земле, способен принять верой Спасителя, насколько слова «Не плач!» и «Встань!» могут изменить привычный образ мыслей, скитающихся вне стен Горнего Иерусалима. Так толкователи Божественного слова помогают нам лучше понять услышанное в храме, лучше понять Евангелие, чтобы оно стало нашим руководством в жизни.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №10,2016


Назад к списку