«А кто мой ближний?» (Евангелие 25-е, притча о милосердном самарянине)

«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину», — учит святитель Игнатий Брянчанинов. Ведь через познание Истины становится достоянием человека Сам Христос, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).

Но как важно увидеть Ее именно «непогрешительно»,  без искажений склонного к заблуждениям человеческого разума! Понимание Евангелия «погрешительное», то есть, искаженное, не связанное с церковным учением, может повредить человеку, увлечь от проложенного святыми угодниками Божиими узкого спасительного пути. Поэтому Церковь учить познавать Истину не в одиночку, а под руководством пастырей, через проповедь, через чтение свято-отеческой литературы.

Одно из воскресных евангельских чтений (в порядке годичного круга — 25-е) раскрывает важнейшую сторону христианского учения — воспитание милосердия. Оно носит название «Притча о милосердном самарянине» (Лк. 10:25-37).

Во время одной из проповедей Спасителя встал некто из законников (знатоков ветхозаветного закона) и спросил, испытывая Господа, пытаясь найти в Его учении нечто, противное иудейскому закону: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Спаситель посоветовал обратиться к самому закону и сказал: «В законе что написано, как читаешь?» Смущенный законник высказал основную мысль ветхозаветного закона, которая явно свидетельствует о преемственности ветхого и нового — христианского — учения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Ответ Спасителя вполне обезоружил его: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но тот, желая оправдаться, возможно, по превозношению, или чувствуя стыд за лукавый вопрос, а может, используя возможность спросить о том, что его действительно волновало, спрашивает: «А кто мой ближний?»

Тогда Господь рассказывает притчу — историю, в которой  через наглядные образы и описания становится понятным  кто христианину ближний, о ком он обязан заботиться, всем сердцем, душой и крепостью выражая любовь, подобную той, что должна принадлежать одному  Творцу.

…Шел из Иерусалима в Иерихон однажды путник, но  вот, он попался в руки разбойников, которые отобрали у него одежду, изранили и ушли, оставив едва живым. Проходил тем путем священник, однако, не остановился, а прошел мимо. Левит же (представитель израильского народа, чье призвание — прислуживать в ветхозаветном храме), оказавшись на том месте, подошел, посмотрел, но тоже удалился. Наконец, некий самарянин (самаряне — народ, чья религия была смесью иудейской веры с язычеством), проезжая мимо верхом на осле, сжалился при виде окровавленного странника. Он подошел, перевязал раны, возливая масло и вино, затем посадил страдальца на своего осла и привез в гостиницу, где провел ночь у его постели, служа ему, как близкому человеку. Утром же, отправляясь в путь, он дал хозяину гостиницы два динария — плату за постой больного, пока тот не поправится (один динарий соответствовал плате наемного работника или солдата в день). Причем, не просто дал, а попросил заботиться о раненом, обещая возместить все затраты по своем возвращении…

И Господь спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Ответ был очевиден: «Оказавший ему милость». Иисус, напутствуя, говорит ему: «Иди, и ты поступай так же».

Раскрывая в притче о милосердном самарянине тайный смысл учения о спасении, блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.), выражая учение святых отцов, видит в образе несчастного путника — человеческую природу, то есть, всех людей в совокупности. Из горнего Иерусалима — эдемского Рая — человек уходит в Иерихон, удушливый город в низине, — земную жизнь, полную страстей.  На пути человек испытывает нападение злых духов, которые доводят душу и тело до изнеможения, до полусмерти. (Фраза «оставив его едва живым» указывает на то, что душа в человеке по природе бессмертна.)

Священник и левит, прошедшие мимо, символизируют ветхозаветный закон и пророческое учение, которые, несмотря на всю святость их содержания, не могли спасти человеческую природу, но лишь подготавливали народ к принятию истинного Спасителя — Бога. Именно Он принимает ради нас природу человека, подвергая Себя язвам насмешек и поруганий, с каковыми иудеи, в частности, относились к самарянам — людям «нечистой» веры. (Однажды они так и сказали, пытаясь унизить Господа: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин.8:48)).

Так в образе самарянина Сам Господь проявляет к человеческому роду истинное участие. Он перевязывает раны путнику, останавливая действие греха, причиняющего человеку страдание, возливает масло и вино — спасительное слово Своего учения, иногда мягкое, как масло, иногда строгое, как терпкое вино. Поднятие лежащего в дорожной пыли раненого  на вьючного осла символизирует то, как Господь, подобно пастырю из притчи о заблудшей овце, поднимает на Себя немощь человеческого естества, делая нас Своими причастниками, образуя вместе с нами одно с Ним Тело!

Гостиница и ее хозяин символизируют Церковь Христову и ее священников, чья задача — заботиться о спасении больных, раненных грехом людях, требующих к себе участия. Два динария, данные на содержание больного, в свете притчи являются образами Ветхого и Нового Заветов. Причем, денежные знаки напоминают нам известную притчу о талантах, призывая каждого трудящегося в лоне Церкви приумножить вверенные ему дары путем деятельности, полной любви к Богу и ближнему.

Глубокое и внимательное исследование строк Священного Писания приводит к пониманию сказанного святителем Игнатием Брянчаниновым: «Кажется, достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтобы познать говорящего в нем Бога». Для этого и служит Церковь — через Слово Божие и Таинства дарить человеку спасительные плоды Богообщения.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 11, 2016.


Назад к списку