«Потому что и он сын Авраама» (Евангелие 32-е, о Закхее)
Продолжаются святки, однако, и в период праздников христианин помнит о чувстве меры даже в самый разгар веселья. Сохранить ум трезвым и сосредоточенным помогает чтение Евангелия. «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою», — учит святитель Игнатий Брянчанинов.
Одно из воскресных Евангелий, а именно 32-е, имеющее подзаголовок «О Закхее» (Лк. 19:1-10), говорит нам о покаянии. Каждый христианин призван к покаянию. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", — свидетельствует святой Иоанн Предтеча в Евангелии ( Мф. 3:2). Какое же значение имеет рассказ о начальнике сборщиков податей Закхее для нас с вами?
Евангельский Закхей был мытарем (так называли сборщиков податей). Но не нужно сравнивать этот вид деятельности в Палестине начала Новой эры с современной таможней. Мытари тех времен собирали с народа подать в пользу Римской империи, захватившей их страну.
Однажды начальник одного из подразделения таких предателей (как считали местные жители, страдая от жестоких поборов) по имени Закхей совершил поступок, который снимает с имени «мытарь» позорное клеймо. Господь Иисус Христос проходил через город Иерихон, где жил Закхей. Прослышав об этом, он захотел увидеть Иисуса, но, будучи мал ростом, никак не мог пробиться сквозь толпу народа. Тогда он сделал вот что: пробежав вперед по улице (на это, согласитесь, нужно было иметь смирение), Закхей резво залез на смоковницу, стоявшую возле дороги, чтобы увидеть Иисуса поверх толпы.
Когда Господь подошел к дереву, их взгляды встретились. «Закхей! — обратился к нему Спаситель по имени. — Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Решительно сойдя с дерева, начальник сборщиков податей проводил Господа в свой дом и с радостью Его принял, чем вызвал ропот у окружающих: «Как же так? Господь заходит в дом к грешнику?» Но Закхей сказал при всех удивительные слова: «Господи! Половину своего имения я отдам нищим и возвращу в четыре раза больше тем из горожан, кого обидел!» В ответ он услышал из уст Спасителя слова, которых удостаивались не многие из тех, к кому обращался Господь: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Известный толкователь Святого Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский (XI-XII в.) показывает главное, что увидел Господь в действиях мытаря — готовность принять спасение от грехов, решимость и незамедлительность в выполнении воли Божией, радость встречи со Спасителем и, наконец, щедрость в раздаче милостыни.
Поразительно, насколько точно действия евангельского Закхея совпадают с учением о покаянии святителя Иоанна Златоустого (IV в.). «Господь даровал врачество покаяния, которое может уничтожить и изгладить все грехи наши, — учит великий вселенский святитель, — только если мы знаем, в чем состоит это врачество и как им нужно пользоваться». Сравним наставление святого Иоанна Златоустого с действиями мытаря Закхея, чтобы посмотреть, исполнил ли он необходимые условия для прощения и полного уничтожения Господом его грехов.
Первое, о чем говорит святитель, — необходимо осознать и исповедать свои грехи. Горячее желание Закхея увидеть Спасителя, Учителя покаяния, красноречивее всяких слов свидетельствует об осознании своих грехов мытарем. А публично исповедал свои грехи он тогда, когда признал, что многих обидел.
Следующий шаг в деле покаяния, по учению святителя Иоанна, — приобрести «великое смиренномудрие». Смиренномудрие — это, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, «образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною». Также под смиренномудрием понимается отсутствие гордости и стремления возвыситься перед людьми. Не проявил ли именно великое смиренномудрие Закхей, когда сначала не побоялся унижения перед народом при обнаружении себя перед всеми на ветке инжирного дерева, как будто он мальчишка, а затем быстро и радостно исполнил повеление Господа сойти с дерева и принять Его в своем доме?
Со смиренномудрием соединяется сокрушенное сердце, которое, по учению святителя Иоанна, «не возмущается, не оскорбляет, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает». Как вы думаете, какое действие на горожан произвел начальник их притеснителей Закхей, когда оказался в центре внимания толпы? По крайней мере, это вызвало ропот, а то и возмущение! Но ответил ли он на их упреки хоть слово? Не ответил в сердцах, а затем пообещал загладить свои грехи перед всеми.
Чтобы стяжать плоды покаяния, необходимы «напряженные молитвы и обильные слезы днем и ночью». Не положил ли начало этому деланию Закхей, когда возгласил: «Господи! Половину имения моего отдам!...» И, наконец, по учению святителя Иоанна Златоустого, «после столь усиленных молитв нужно великое милосердие». По мнению святого, милосердие «в особенности делает сильным врачество покаяния». Закхей оказался образцом в этом деле. По мнению некоторых, он в результате оказался полностью разорен и начал новую жизнь в покаянии и делах милосердия...
Так один из самых презираемых людей, которого ненавидели в Иерихоне, дал нам важнейший урок. Господь на примере Закхея показывает возможность покаяния и спасения для всех людей, даже для таких, кто достоин презрения!
Однако в истории Закхея есть и аллегорический смысл, о котором сообщает блаженный Феофилакт. Закхей был мал ростом, символизируя собой отсутствие внутренней духовной высоты. Погруженный в страстную жизнь, человек не в состоянии видеть Спасителя, хотя Господь постоянно ходит по улицам нашего земного града. То, что Закхей влез на смоковницу, обозначает раскаяние человека, возвышающее его до степени возможности увидеть Господа, причем смоквы (инжир) символизируют удовольствия этой жизни, на которые человек перестает обращать внимание. При встрече с такой душой Спаситель повелевает скорее сойти, то есть, смириться, чтобы, возвысившись, не впасть в высокомерие. Примечательно и то, что, отдав половину имения нищим, а вторую потратив на уврачевание нанесенных горожанам обид, Закхей остается ни с чем, начиная путь подвижника…
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 1, 2017.
Назад к списку