«Потому что и он сын Авраама» (Евангелие 32-е, о Закхее)

Продолжаются святки, однако, и в период светлых, радостных праздников христианин помнит о чувстве меры даже в  самый разгар веселья. Сохранить ум трезвым  и сосредоточенным  помогает чтение Евнгелия.  «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою», — учит святитель Игнатий Брянчанинов.

Одно из воскресных Евангелий, а именно 32-е, имеющее подзаголовок «О Закхее» (Лк. 19:1-10), связано именно с покаянным чувством. Каждый христианин, готовясь ко святому Причащению, проходит опыт покаяния, однако, какое значение имеет рассказ о начальнике сборщиков податей для такого душевного настроения?

Евангельский Закхей был мытарем (так называли сборщиков подати), но не нужно сравнивать этот вид деятельности в Палестине начала 1-го тысячелетия с современной таможней. Мытари тех времен собирали с народа подать в пользу Римской империи, захватившей их страну.

Однажды начальник некоего подразделения таких предателей (так считали местные жители, страдая от их жестоких поборов) по имени Закхей совершил поступок, который снял с имени «мытарь» позорное клеймо. Господь Иисус Христос проходил через город Иерихон, где жил Закхей. Прослышав об этом, начальник мытарей захотел увидеть Иисуса, но, будучи мал ростом, никак не мог пробиться сквозь толпу народа. Тогда он сделал вот что: побежав вперед по улице (представьте себе богатого и известного в городе человека, бегущего перед толпой, как мальчишка), Закхей резво залез на смоковницу, стоявшую возле дороги.

Когда Господь приблизился, Закхей не мог оставаться не замеченным. «Закхей! — обратился к нему Спаситель по имени. — Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Решительно сойдя с дерева, начальник презренных сборщиков податей проводил Господа в свой дом и с радостью Его принял, чем вызвал ропот у окружающих: «Как же так? Господь заходит в дом к грешнику?» Но Закхей сказал при всех, прося себе прощения: «Господи! Половину своего имения я отдам нищим и возвращу в четыре раза больше тем из горожан, кого обидел!» В ответ он услышал из уст Спасителя слова, которых удостаивались не многие из когда-либо живших на земле: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел  взыскать и спасти погибшее».

Известный толкователь Святого Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский (XI-XII в.) подсказывает главное, что увидел Господь в действиях мытаря — готовность принять спасение от грехов, решимость и незамедлительность в выполнении воли Божией, радость встречи со Спасителем и, наконец, щедрость в раздаче милостыни.

Поразительно, насколько точно действия евангельского Закхея совпадают с учением о покаянии святителя Иоанна Златоустого (IV в.). «Господь даровал врачество покаяния, которое может уничтожить и изгладить все грехи наши, — учит великий вселенский святитель, — только если мы знаем, в чем состоит это врачество и как им нужно пользоваться». Сравним наставление святого Иоанна Златоустого с действиями мытаря Закхея, чтобы посмотреть, исполнил ли он необходимые условия для полного уничтожения Господом его грехов.

Первое, о чем говорит святитель, — необходимо осознать и исповедать свои грехи. Горячее желание Закхея увидеть Спасителя, Учителя покаяния («…С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)), красноречивее всяких слов свидетельствует об осознании своих грехов мытарем. А публично исповедал свои грехи он тогда, когда признал, что многих обидел.

Следующий шаг в деле покаяния, по учению святителя Иоанна, — приобрести «великое смиренномудрие». Смиренномудрие — это, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, «образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною». Также под смиренномудрием понимается отсутствие гордости и стремления возвыситься перед людьми. Не проявил ли именно «великое» смиренномудрие Закхей, когда сначала не побоялся унижения перед народом при бегстве и обнаружении себя на ветке инжирного дерева, а затем мгновенно и радостно исполнил повеление Господа?

Со смиренномудрием соединяется сокрушенное сердце, которое, по учению святителя Иоанна, «не возмущается, не оскорбляет, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает». Как думается, неужели ропот разгневанных на своего притеснителя горожан в момент, когда Закхей оказался в центре внимания, был безмолвным? Пожалуй, нет. Но отвечал ли он на упреки самооправданием или взаимным обвинением роптавших, например, в немилосердии? Ничего подобного, Закхей лишь обещал загладить свои грехи.

Чтобы стяжать плоды покаяния, необходимы «напряженные молитвы и обильные слезы днем и ночью». Не положил ли начало этому деланию Закхей слезным возгласом: «Господи! Половину имения моего отдам!...» И, наконец, по учению святителя Иоанна Златоустого, «после столь усиленных молитв нужно великое милосердие». По мнению святого, милосердие «в особенности делает сильным врачество покаяния».

Так один из самых презираемых людей, которого ненавидели в Иерихоне, дал нам важнейший урок христианской жизни. Господь на примере Закхея показывает возможность покаяния и спасения для всех людей, даже для таких, чья жизнь еще так далека от святости!

Однако в истории Закхея есть и аллегорический смысл, о котором сообщает блаженный Феофилакт. Закхей был мал ростом, символизируя собой отсутствие внутренней духовной высоты. Погруженный в страстную жизнь, человек не в состоянии видеть Спасителя, хотя Господь постоянно ходит по улицам нашего земного града. То, что Закхей влез на смоковницу, обозначает раскаяние человека, возвышающее его до степени возможности увидеть Господа, причем смоквы (инжир) символизируют удовольствия этой жизни, на которые человек перестает обращать внимание. При встрече с такой душой Спаситель повелевает скорее сойти, то есть, смириться, чтобы, возвысившись, не впасть в высокомерие. Примечательно и то, что, отдав половину имения нищим, а вторую потратив на уврачевание нанесенных горожанам обид, Закхей остается ни с чем, начиная путь подвижника…

Вот в чем смысл Евангельского чтения «О Закхее». Между прочим, и Великий Пост не за горами, в этом году он начинается раньше обычного. Итак, если хочешь покаяться, начни с осознания и исповедания своих грехов, смирись, помолись со слезами и постарайся стать милосердным, как евангельский Закхей.

Преподаватель  Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 1, 2017.


Назад к списку