"Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Евангелие в Прощеное воскресенье)

«Бог открыл свою волю ничтожной пылинке – человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в твоих руках. Ты можешь и принять и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно», — так говорит о Священном Писании святитель Игнатий Брянчанинов.

Один из самых надежных способов узнать волю Божию — изучить, что говорится о  том или ином вопросе в Святом Евангелии. Начинается Великий Пост. Как правильно провести это прекрасное время покаяния? Что является самым главным, то есть, основополагающим в Посту?  Воскресное евангельское чтение, которое звучит в храме накануне первого великопостного дня, отвечает на эти вопросы, раскрывая волю Божью о Посте. Последний воскресный день перед началом Святой Четыредесятницы называется «Воспоминание Адамова изгнания» или «Прощеное воскресенье» (Мф. 6:14-21).

В тот день, когда Господь научил Своих учеников самой главной молитве,  — молитве «Отче наш», — Он преподал наставление и о том, как правильно поститься. Объясняя слова молитвы: «…И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12), Спаситель подчеркнул, насколько важно христианину уметь прощать. Оказывается, прощение теснейшим образом связано со спасением!

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

А теперь о самом Посте: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17-18).

Итак, настоящий пост не имеет ничего общего с унылым настроением, которое выставляется напоказ. Наоборот — это радость приближения к Богу, упражнение в спасительном «явлении» пред Богом, которое достигается усиленной молитвой, творимой не лицемерно.

И, наконец, Господь обозначает цель поста — приобретение духовных, небесных благ, приближающих человека к Богу. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21).

В своем толковании «Евангелия о Посте» святитель Николай Сербский обращает внимание на то, что время Святой Четыредесятницы — время выбора. Господь не повелевает: «Прощайте людям согрешения!» Спаситель  смиренно уважает человеческую свободу, потому что нельзя человека заставить любить, быть добрым, любить Бога. Принуждение в корне противоречит евангельскому учению, ведь любовь по принуждению легко обращается в ненависть и не может быть вечной.

Поэтому и предлагает Господь человеку выбор — либо прощать согрешения, либо не прощать, в зависимости от того, желаешь ли сам быть прощенным от Бога. Изъявляя такое желание, ты доказываешь свою любовь к Небесному Отцу, ибо люди стремятся получить прощение у тех, кого любят и с кем хотят навсегда оставаться вместе.

А сознательно не прощение уже является грехом, который носит название «памятозлобия». Если кто-то тебя обидел, тем самым совершив грех, а ты на его обиду отвечаешь своей, то грехом отвечаешь на грех. Злопамятство — такой же грех, как, например, пьянство, — считает святитель Николай Сербский. «Если видишь пьяного, упавшего в грязь, разве ляжешь ты в грязь рядом с ним? Не постараешься ли ты его поднять и вывести из грязи?» Так и в ответ на грех обиды, нанесенной тебе, необходимо отвечать действием, противоположным греху злопамятства, — то есть, прощением.

Известный толкователь Святого Евангелия блаженный Фофилакт Болгарский видит в учении о нелицемерном посте аллегорический смысл. Вместо того, чтобы принимать мрачные лица в посту, Господь учит помазать голову свою елеем (маслом) и  умыть лицо в знак благодушия и радости. Блаженный Феофилакт под главой понимает Самого Христа, а под елеем — милостыню, творимую от чистого сердца. Так во время поста христианину следует проявлять милосердие к ближним, через которых помощь принимает Сам Христос. А умывать лицо — значит, очищать душу и чувства тела, причем вместо воды подразумеваются слезы покаяния, второго крещения, способного уничтожать грех.

Означает ли требование поститься «тайно», что общественная молитва и постная трапеза являются неким «раскрытием» тайны? На этот вопрос отвечает толкователь Святого Евангелия, греческий богослов XII века Евфимий Зигабен, когда рассуждает о молитве: «И молящийся среди толпы может не грешить, когда молится не напоказ, и молящийся в запертой комнате может грешить, когда делает противоположное. Бог везде смотрит на цель дела». Итак, если твой пост делается с единственной целью — приблизиться к Богу, то и «среди толпы» пощение будет благостным как для тебя, так и для окружающих. А если, сидя в полном одиночестве, будешь питаться тщеславными помыслами, наблюдая свой «подвиг», то пост не принесет пользы ни тебе, ни тем, кто окажется свидетелями твоего мрачного настроения.

Евфимий Зигабен указывает также на то, что «моль и ржа (ржавчина)» истребляют не только материальные сокровища, к которым может быть привязано сердце человека. «Червь и тля обозначают зародившуюся в душе мысль, которая поедает тайно все душевные блага; а подкапывающие воры — это приходящие извне похвалы, которые подкапывают легкомысленные планы и крадут скрытые сокровища добродетели». Поэтому все земные блага и все, «заработанное» талантом и достойное похвалы, любое услаждение, — материальными ли вещами или просто довольством собой, своими добрыми качествами или достижениями, — христианин во время поста (и не только) призван отложить.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21), — учит Господь. В период поста человеку предстоит определиться с привязанностью своего сердца. Либо оно будет принадлежать земле, погруженное в толщу материальных благ или в плену самолюбования, либо оно будет принадлежать небу, находясь в недрах Божией Благодати. Господь, при помощи Церкви, дает нам возможность сделать выбор, чтобы мы могли изъявить свою любовь, определиться, — с Кем быть здесь и в вечности, Кому отдать свое сердце.

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №2, 2017 г.


Назад к списку