«Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий, — учит святитель Игнатий Брянчанинов. — Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие».
Одна из задач Великого Поста — открыть человеку правду о себе. Наш век полон иллюзий. Мы привыкли жить в мире, который внушает человеку убеждение о «вариантости» истины. Трудно понять где правда, где ложь, что есть грех. Чтобы человек вообще старался меньше задумываться, мир внушает ему ощущение безгрешности. Зачем задумываться о том, правильно ли ты поступаешь? Взгляни на других. Если многие (если не все) так делают, поступай и ты так же. Не задумывайся! Плыви по течению. А то ведь и жизнь так пройдет, в раздумьях…
Даже верующий человек нередко попадает в сети лукавого. Во дни Великого Поста Церковь помогает своим чадам взглянуть на себя с позиции правды. А она заключается в том, что человеческое естество не совершенно, что в большей или меньшей степени грех растворен в наших мыслях, словах и делах, что даже сама вера человека в свете Истины оказывается близка к неверию, о чем свидетельствует твоя жизнь. Одно из воскресных Евангелий, которое носит название «об исцелении бесноватого отрока (Мк.9:17-31)», призывает взглянуть правде в глаза и воскликнуть: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
…После Божественного Преображения на горе Фавор, Спаситель спускался с тремя ученикам в долину и здесь застал следующую картину: толпа народа окружила оставшихся внизу апостолов, и книжники о чем-то вели с ними спор. «О чем спорите?» Один человек из народа ответил, что он привел к апостолам своего бесноватого сына, который страдал припадками падучей болезни, в надежде исцеления, но ученики так и не смогли изгнать беса.
«О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9:19)— сказал Господь и велел привести отрока. Как только бесноватый приблизился, с ним случился новый приступ. Подросток упал на землю, испуская пену. «Как давно это сделалось с ним?» — спросил Иисус. Отец отрока ответил: «С детства… Многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Тогда Господь говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Со слезами отец отрока воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
Тогда Господь запретил бесу, сказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9:25). Затем Он поднял отрока за руку уже здоровым. Позже, наедине, ученики спросили Спасителя, почему же они не смогли изгнать беса, на что Господь ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).
Известный богослов и церковный писатель XI века блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя значение Евангелия о бесноватом отроке, обращает внимание на то, что вера у отца подростка не была безукоризненной. Увидев, что первая попытка изгнать беса была неудачной, он вслед за книжниками стал укорять апостолов. «Говорил я ученикам твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». Тогда Господь обращает к нему слова вразумления: «О, род неверный! Доколе буду с вами?..» Этим Спаситель указывает на главную причину того, что исцеления отрока не последовало — это неверие отца.
Впрочем, Господь знает человеческую немощь и то, как редко встречается в людях истинная вера. Недаром Он говорил Свои ученикам: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17:6). Если даже в апостолах еще едва ли можно было найти веру величиной с горчичное зерно, что говорить о других? Но в ответ на смиренную просьбу о помощи Господь призывает отца отрока ободриться, даже если он может веровать хоть «сколько-нибудь». Тогда смирение любящего отцовского сердца простирается еще дальше, вплоть до признания того, что его вера скорее является... неверием. За это признание, за правдивый взгляд на самого себя, за смирение и любовь, Господь творит чудо: отрок исцеляется.
Один из авторитетных толкователей Святого Евангелия святитель Николай Сербский (Велимирович) (+1956 г.) называет слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию», — «громогласным поучением для всех поколений людских». В чем же состоит это поучение? По мнению святителя Николая Сербского, в момент, когда отец отрока заплакал, он покаялся перед Господом в самом тяжелом грехе — грехе неверия. Как много бед и скорбей принес в мир этот грех! Как часто мнимая, ложная, вера служит причиной падений людей и конфликтов в обществе! Но кто может сказать «моя вера велика и совершенна»? Если бы это было так, если бы ее величина была хотя бы с зерно горчичное, сколько чудес можно было бы совершить, как можно было бы украсить мир добротой, любовью и благополучием! Но увы, не то что горы переставлять, даже от маловажного греха отказаться у человека порой недостает сил…
Поэтому, правда о себе, о своих добродетелях, включая самое ценное — веру — заключается в том, что превозноситься, гордиться, тщеславиться по сути нечем. Не то что зерна горчичного — даже следа ее не найти в твоем характере, в твоих отношениях с ближними, в твоем терпении немощей других людей, терпении несовершенств окружающей жизни. Где она — твоя вера? Где твоя жизнь по Заповедям Блаженств, по Евангелию?
Эта правда о себе не лицеприятна и не приятна. Но она имеет несравненно большую ценность, чем «убеждение в «вариантности» истины». Дальнейший рассказ свидетельствует об этом. Отец отрока честно признает поражение в вере, бессилие её проявить. Но он произносит ключевое слово «помоги»: «…Помоги моему неверию!» И тогда происходит чудо — вера получает точку опоры, основание, ведь только с верой человек может обратиться к Богу с просьбой: «Помоги!» Святитель Николай Сербский описывает это так: «…Он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье» («Беседы. Неделя Четвертая Великого Поста.»)
Доказательством тому, что отец отрока через покаяние приобрел истинную веру, служит само чудо исцеления. Ведь в Евангелии Господь совершает чудеса именно через веру людей. Вспомним, как исцелился расслабленный в Капернауме (Мф. 9:1-8), или прокаженный (Лк. 5:12-15), или кровоточивая женщина (Мф. 9:20-22), или слепорожденный (Ин. 9:1-38), или как воскрес Лазарь Четверодневный (Ин. 11:1-57). Все чудеса произошли по вере людей, и отец бесноватого отрока — не исключение.
Многие люди не ходят в храм, потому что считают свою веру слишком слабой. Но она, как мы доказали, не может быть иной в падшем человеческом естестве. Господь пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10), восполнить то, чего нам недостает по ряду независящих от нас причин. Чтобы приобрести веру, не нужно много слов. Достаточно сказать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».
Опубликовано: "Воскресение", № 3, 2017 г.