"Веруешь ли ты в Сына Божия?" (Евангелие 6-й Недели по Пасхе, о слепорожденном)

«Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который — Евангелие, — наставляет святитель Игнатий Брянчанинов. — Открываются очи — и усматривается чудное исцеление души от греха, совершаемое Словом Божиим».

Воскресное Евангелие 6-й Недели (Воскресенья) по Пасхе называется «Об исцелении слепорожденного», а сам день носит название «Неделя о слепом» (Ин. 1:1-38). Почему в пасхальный период церковного года мы вспоминаем именно эту евангельскую историю, в которой главным действующим лицом выступает человек, в жизни которого происходит чудо?

Все началось с разговора Господа со Своими учениками. «Равви́! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2)» — спросили ученики, указывая на сидевшего подле дороги слепца. Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать (Ин. 9:3-4)».

Дела Божии — это дела, подвластные лишь всемогуществу Творца, дела, превращающие небытие в бытие, болезнь — в здравие, преодолевающие смерть дыханием вечной жизни. Вот и теперь Господь исцеляет очи слепорожденного, помазав ему глаза сгустком земли из плюновения. Слепец пошел на источник воды Силоам, что значит «посланный», там умылся и возвратился зрячим.

Очевидно, он хотел поблагодарить своего небесного врача, но Господь скрылся, оставив бывшего слепца среди соседей, которые тотчас повели его к фарисеям на суд, ведь при чудесном исцелении Господом был… нарушен закон субботнего покоя. Услышав рассказ вновь прозревшего человека, некоторые из фарисеев (фарисеи — партия ревнителей строжайшего исполнения иудейского религиозного закона) возмутились: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9:16)». Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?»

Фарисеи даже призвали родителей бывшего слепца, надеясь, вероятно, услышать от них иную версию причины чудесного исцеления, однако, те в испуге ответили: «Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет (Ин. 9:21)». Так прозревшему человеку пришлось отвечать вторично, и он  с дерзновением спросил: «Что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками? (Ин.9:27)» Фарисеи с презрением укорили его, но бывший слепец воскликнул: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9:32-33)».

Прозревший человек был изгнан от фарисеев, однако вскоре его отыскал Сам Господь. «Ты веруешь ли в Сына Божия? (Ин. 9:35)» — спросил Иисус. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Тогда бывший слепец ответил: «Верую, Господи! И поклонился Ему (Ин.9:38)».

Известный толкователь Священного Писания XX века святитель Николай Сербский (Велимирович), говоря об исцелении слепорожденного, восклицает: «Блажен тот, на котором являются дела Божии, и он их осознает и исползует для спасения своей души». Святитель также сетует: «О, горе всем тем, кои с руками, переполненными Божиих даров, поворачиваются к Богу спиною и в слепоте продолжают идти своими темными и суетными путями». Действительно, Господь ежедневно творит над нами «дела Божии», среди которых наибольшего внимания достойна повторяющаяся бескровная Жертва Христова, приносимая за род человеческий на каждой Божественной Литургии, где у нас есть возможность вкушать Тело и Кровь Христовы, способные по вере человека привести к обожению его человеческой природы и спасению от греха и смерти путем теснейшего общения с Богом! Но, увы, не многие из христиан в воскресенье спешат на спасительную Обедню, службу, освящающую прошедшую и будущую неделю скоротечного времени жизни!

Другой знаменитый толкователь Святого Евангелия  блж. Феофилакт Болгарский (XI в.) обращает внимание на слова Спасителя: «…Приходит ночь, когда никто не может делать (Ин.9:4)». По ночью подразумевается «будущий век», где «никто не может делать», в том числе, верить, то есть, совершать спасительный акт общения души с Богом, потому что «в будущем веке нет веры, но все будут повиноваться (истине — А.А.) — желающие и нежелающие». Эта фраза чрезвычайно важна для современного человека, которому обольщение идеологии комфорта нынешнего века внушает мысль о возможности начать религиозную жизнь «когда-нибудь», в старости или даже «за гробом», ведь там будут «все верующие»... Но в том-то и дело, что вера как проявление свободной воли человека там не имеет значения для спасения, там она уступает место неоспоримой действительности. Твоя вера там не будет являться добродетелью, поэтому она потеряет характер чего-то, достойного награды. Вот почему так важно верить не потом, а сейчас, не там, а здесь, пока ты ходишь во свете дня и можешь проявить маленький личный подвиг преодоления лености, нерадения или преданности суете века сего.

По мнению православного греческого богослова Евфимия Зигабена (XII в.), название источника Силоам относится именно к событию исцеленного слепорожденного. Силоам значит «посланный», — так высоко ставит Священное Писание личность этого маленького человека, который провел всю жизнь, собирая милостыню. Слепец показывает каждому из нас пример евангельской кротости, веры и послушания. Ни слова не говоря, — а ведь он мог и «засыпать» Учителя множеством недоуменных вопросов, — маленький человек идет к источнику и получат исцеление от слепоты. Причем, не только  от слепоты телесной, — она, в конце концов, заканчивается после перехода человека в мир иной, — сколько от духовного неведения, отсутствия веры в Спасителя.

Затем, по мнению Евфимия Зигабена, бывшего слепца ожидало испытание вновь рожденной веры. Фарисеи силились добиться от него отречения от Христа, признания Его грешником. Но слепец все больше и больше прозревает в своем внутреннем душевном устроении, вера его не разрушается, а наоборот, крепнет. Слово за слово, перед фарисеями маленьких, «никчемный» человек становится все более уверенным, смелым, настоящим новым воином в полку Христовом, отчего противники даже, не без страха и досады,  прогоняют его прочь.

Однако Господь находит прозревшую душу, чтобы спасительная вера бывшего слепца осталась непоколебимой до конца: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» «Верую!» — звучит ответ. В период после Пасхи это утверждение имеет особый смысл. Веруешь ли ты в Воскресшего Спасителя? Веруешь ли, что пасхальная победа Жизни над смертью может стать и твоим прозрением на пути к Богу? «Верую, Господи!» — отвечает Церковь со своими чадами, и в удостоверение веры приносит поклонение Воскресшему Христу.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 5, 2017.


Назад к списку