"Не можете служить двум господам" (Евангелие 3-е, о светильнике для тела и двух господах)

«Стяжи такое расположение души, чтоб тебе быть способным к получению исцеления… Горделивому праведнику, то есть, грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель». Такими словами известный проповедник XIX века святитель Игнатий Брянчанинов напоминает, насколько важно приобрести правильное, лишенное гордыни,  душевное настроение, когда приступаешь к чтению Евангелия, чтобы увидеть в нем главное — проповедь о Христе.

Однажды Господь сказал Своим ученикам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф. 6: 22-23)». Но как убедиться в том, что твой светильник, твое око ума и сердца, взгляд на окружающий духовный и материальный мир, твоя совесть, являющаяся свидетелем всех душевных устремлений человека, — чисты? Это очень важно, ведь в том же разговоре Господь предостерегает: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23)»

Воскресное Евангельское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице, которое называют «о светильнике» или «о двух господах» (Мф. 6:23-33), помогает понять, что является критерием чистоты внутреннего зрения, ясности «душевного ока».

В череде многочисленных наставлений и притч «Нагорной проповеди» Спасителя (Мф.5:1-7:29), особое место занимает и этот рассказ. Сначала Господь поведал о важности иметь чистым «око души» и тут же прибавил своеобразную притчу  о «двух господах»…

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (Мф. 6:24)».

Действительно, человеческая жизнь имеет две составляющие: жизнь тела, требующая ежедневных забот, вызывающая страх за собственное будущее и будущее близких, и жизнь души, связанная с духовным миром. Порой бывают трудно установить баланс между жизнью души и тела, потому что материальный мир легко поддается  восприятию чувств, а восприятие духовной  жизни требует усилия в совершении добрых  дел и молитве. Но если внимание к насущным потребностям тела захватывает человека полностью, возникает привязанность к материальным благам, стремление все больше и больше увеличивать благосостояние в ущерб миру и спокойствию собственной души, что и называется «служением маммоне». А между тем, любостяжание  или страсть к накоплению богатства, зачастую служит мотивом к совершению многих других грехов.

Поэтому Господь и предостерегает: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26)» И об одежде: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:28-30)»

Конечно, человек должен работать («…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол.3:10), должен собирать урожай, делать заготовки на зиму. И это нисколько не противоречит Евангелию. Во всех  монастырях усердно заботятся «о завтрашнем дне» братии и о том, как накормить паломников. Никто не призывает христиан уходить в пустыни и пытаться жить как птицы. Забота о пище и одежде, устройство быта и планирование будущего, особенно о будущем ближних обязательно должны находиться в сферы внимания христианина («…Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8)! Однако чтобы это попечение принесло добрый плод, крайне необходимо все делать с молитвой, с мыслью о Боге, Который является источником всех материальных благ!   Вот что понимается под словом «не заботьтесь» — нельзя быть ослепленным заботой, нельзя оставлять Бога и прилепляться душой и телом лишь к земному, как свойственно людям, не имеющим представления о духовном мире: «…Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33)».

 Известный толкователь Священного Писания, святитель Николай Сербский (XX в.) настойчиво предостерегает христиан от «разделения» своего сердце на служение «двум господам»: «…Будь постоянен в преданности Богу и не разделяй сердце свое, но, возложив руку свою на плуг на ниве Господней, не озирайся назад». Когда забота о земном захватывает человека полностью, он начинает надеяться не на Бога, а на земное благополучие, а это уже есть идолопоклонство, служение «маммоне», приводящее зачастую к многим и тяжким грехам.

Блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.) в своем толковании Евангелия весьма категорично замечает, что «все преданные житейским заботам маловерны, ибо если бы они имели совершенную веру в Бога, не стали бы так много заботиться». И еще: «Довольно для тебя, что ты беспокоился о нынешнем дне; если же еще станешь заботиться о завтрашнем, то, постоянно заботясь о телесном, когда будешь трудиться для Бога?»

Другой толкователь Священного Писания, греческий богослов Евфимий Зигабен (XI в.) справедливо задается вопросом: «Что же? Разве Авраам не был богат? Или Иов и другие (праведники)?» И отвечает на него так: «Да, они были богаты, но не раболепствовали богатству, а были господами его и раздавали его неимущим».

Итак, нельзя служить «двум господам», — Богу, сотворившему небо и землю (Пс. 120:2), и богатству, которое тоже, между прочим,  сотворил Господь. Невозможно установить прочный баланс между противоположными стремлениями — к Богу и страстью к обогащению. Одно из них  обязательно будет брать верх. Так почему же не поставить над всеми своими делами и поступками мысль о Боге, трудясь и заботясь о ближних, сверять свои поступки с Духом Евангелия, обладая земными благами, не привязываться к ним, а лишь усерднее обращаться в молитве к Спасителю, чтобы Он вразумил, как правильно поступать с вверенным твоему попечению богатством?

«Светильник тела», наше душевное око, постоянно нуждается в очищении, чтобы путь нашей жизни всегда был озаряем небесным светом. Проверяется же чистота души степенью привязанности к Богу, источнику всякого добра и света.  Если око твое темно, значит, тебе еще предстоит отречься от служения страстям. Служение Одному Господину спасительно для всех — богатых и бедных. Озаренная светом Христа жизнь приведет каждого ко спасению и научит, как правильно распорядиться вверенным тебе богатством.

Андрей Ахметшин

Преподаватель Минского духовного училища

Опубликовано: "Воскресение", №6, 2017.


Назад к списку