«По вере вашей да будет вам» (Евангелие 7-е, о двух слепцах)

«Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни как Дух остается для него под непроницаемою завесой». В этой мысли святителя Игнатия Брянчанинова отражен главный принцип христианской жизни, то что отличало простых рыбаков-апостолов, учеников Христа, от всезнающих фарисеев, оказавшихся не способными принять спасительную веру, —  жить не по «букве» Закона, а по Духу.

Чтение «буквы» Евангелия не снимает с глаз таинственную завесу, за которой напечатанные слова приобретают иное свойство, становятся духовной пищей. Но если прочитанное соединится с твоим, пусть небольшим, но искренним, отвержением себя, преодолением своих пристрастий, своего «Я», отвержением чувства самодостаточности, самоуверенности, самодовольства,  то завеса снимается. Внутреннее фарисейство, свойственное поврежденной человеческой природе, уступает место простоте рыбаков, возлюбивших Христа, и словесная пища укрепляет силу души человека — его веру.  

«По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29)». Эти слова Спасителя проходят через все Евангелие. Вера — главная сила души после превосходящей все любви. («А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13)»). Церковь ежедневно на богослужении предлагает услышать отрывки из Священного Писания, выбирая самые важные из них для воскресных и праздничных дней. И в каждом — определенный урок веры и очевидный пример любви, веры человеческой и любви Божественной, любви, которая превышает все и исполняет самые глубокие чаяния души, содержащиеся в вере.

Один из таких отрывков Евангелия звучит на Божественной Литургии в Неделю (воскресный день) 7-ю по Пятидесятнице. Это сравнительно небольшой текст, который включает всего 10 стихов, но в нем — два урока человеческой веры и два примера Божественной любви. Есть в этом отрывке и третий урок, который можно назвать предупреждением против соблазна стать знатоком «буквы», не знающим  пути самоотвержения.

 Когда Иисус шел в сопровождении народа, двое слепых кричали Ему вслед: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов (Мф. 9:27)»! Называя Его сыном Давидовым, слепцы во всеуслышание признавали Его Царем Израиля, наследником Давида, лучшего из когда-либо царствовавших и благоугодивших Богу правителей. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9:28-29)».

Вслед за прозревшими слепцами, чья вера в Сына Божьего оказалась намного плодотворнее религиозных чувств и ожиданий законоучителей и религиозных вождей народа, в тот дом, где был Иисус, приводят еще одного больного — немого бесноватого человека. Вновь происходит исцеление, очевидно по глубокой вере тех оставшихся неизвестными людей, которым был близок, небезразличен болящий. «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле (Мф. 9:33)».

И вот третий урок: реакция на два очевидных чуда со стороны законоучителей и вождей народа, которые составляли самую авторитетную религиозно-политическую партию фарисеев, ревностных исполнителей всего, что предписывал устный и письменный древний иудейский закон. «…Фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского (Мф 9:34)». Так жизнь «по букве», укорененная в гордыне самолюбия, принесла плод, о котором с болью говорил Господь: «…Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32)». Наводя клевету на силу, Которой Господь творил чудеса любви и милосердия, ослепленные самолюбием фарисеи, совершили ошибку, способную послужить уроком для каждого. Жизнь, основанная на «букве» Закона, чуждая  самоотвержения, приводит к отвержению главного — Самого Бога, — Который открывается людям с «чистым сердцем» («Блаженные чистые сердцем… (Мф. 5:8)»), свободным от страстей, имеющих своей главой гордыню. 

Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.) называет обвинения фарисеев крайним безумием, «ибо никакой демон не изгоняет демона». Господь исцелял болезни, отпускал грехи, проповедовал Царство Божие. Демон же наоборот, производит болезни, отвращает от Бога. Однако это явное противоречие не смутило фарисеев, свидетельствуя об ослеплении их ума, к чему обычно приводит страсть, когда она становится главной движущей силой души. По большому счету, обвинение со стороны фарисеев в том, что Господь якобы действовал «силою князя бесовского», является свидетельством против них самих. Злобным выражением ожесточенного безверия они доказали свою одержимость «силою бесовского князя». Вместо того чтобы стать на стезю покаяния, проповеданный еще до явления Христа пророком Иоанном Крестителем («…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2)»), они предпочли путь противоборства Богу, богоборчество.

Не даром святитель Николай Сербский (XX в.) называет этот отрывок Священного Писания «Евангелием об исцеленных и неисцелимых слепцах». Действительно, в нем человеку предлагается сделать свободный выбор. Либо ты живешь по закону веры, начинаешь борьбу с самим собой, отвергая все злое, накопившееся в душе по причине врожденного повреждения и накопленное с годами. Либо укореняешься в «букве» закона (религиозного или общественного) и, отвергая Дух, теряешь нуждающуюся в постоянной заботе чистоту души. Как следствие, душа неизбежно наполняется тем, что противоречит Духу, то есть страстями, которые умело прячутся друг за друга, маскируясь под благовидными предлогами, и взращивают главную среди них — гордыню. А это уже полная слепота, исцелить которую может только чудо.

Так двое евангельских  слепцов, несмотря на телесный недуг, проявили настоящее духовное зрение, — веру, — и  доказали ее делами. Они настойчиво шли за Христом, молясь от всего сердца, хотя по пути Он и не тотчас исполнил их просьбу. Затем решились посетить дом, куда вошел Иисус, где открыто признали Его Господом («…Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. 9:28)»),  уповая на Его всесильную Божественную помощь.

Церковь призывает и нас сделать свой свободный выбор, чтобы и мы шли за Христом, являя силу веры, чтобы и мы вошли в дом Божий и стали частыми его прихожанами, чтобы признали Иисуса Господом и регулярно получали обновление душевного зрения. Слепые прозревают, немые начинают говорить, одержимые бесом становятся полноценными людьми — и все это творит вера. Ее величина во многом зависит от человека, и нет в мире более выгодного приобретения (после любви, конечно), ведь сказано: «По вере вашей будет вам!»

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №7, 2017.


Назад к списку