"Так кто же может спастись?" (Евангелие 12-е, о богатом юноше)

«И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его», — такой вывод делал святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) о своих современниках, призывая христиан всех времен как можно внимательнее, усерднее постигать смысл Священного Писания.

Одно из евангельских чтений —12-й Недели (Воскресенья) по Пятидесятнице — называется «о богатом юноше» или «о богатстве» (Мф. 19: 16-26). История, рассказанная апостолом Матфеем, до сих пор вызывает недоумение — неужели богатому закрыт вход в Царство Божие? Даже ученики Господа «весьма изумились и сказали: так кто же может спастись (Мф. 19:25)»?

Примечательно, что историю «о богатом юноше» предваряет короткий эпизод о том, как ко Иисусу привели детей, чтобы те получили от Него благословение, но так как ученики возбраняли им, Господь сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14)».

Вскоре после того к Иисусу подошел юноша, предлагая весьма благочестивый вопрос: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную (Мф. 19:16)»? В ответ Господь сказал, что только Бога следует называть «благим». Очевидно, юноша не имел глубоких познаний о Боге, поэтому Иисус напомнил о необходимости соблюдать известные Заповеди Божьи. Юноша попросил уточнить, — какие? Господь перечислил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19:18-19)».

Услышав, юноша был одновременно доволен, и в то же время неудовлетворен ответом, потому что перечисленные заповеди он «сохранил от юности». Ему хотелось «сотворить» нечто большее, нежели простое исполнение Заповедей, известных с детства. Можно отметить, что Господь перечислил Заповеди, касающиеся любви к ближнему, не более. Конечно, более совершенными, «большими», являются Заповеди о любви к Богу, без которых, согласно новозаветному учению, невозможно хорошо исполнить и древние Заповеди. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21)». Господь предложил юноше путь апостолов, учеников Христа, которые, оставив все, последовали за Ним. Вероятно, молодой человек мог оказаться в их числе, если бы не одно «но». Что же воспрепятствовало юноше стать «более совершенным»? «Юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19:22)», — повествует евангелист.

Обратившись к ученикам, Господь с сожалением констатировал, что богатство может стать для души тяжким грузом, отягощающим путь в Царствие Небесное. «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19:23-24)».  Господь не сказал «невозможно», но «трудно», то есть, «трудно», но возможно, если богатый будет всецело уповать на помощь Божию. «Так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19:25-26)».

Мог ли «верблюд» протиснуться сквозь маленькие, размером с человека, двери в городской стене Иерусалима, которые называли «игольные уши»? Оказывается, мог, но непременным условием было то, чтобы верблюд был не навьючен, без поклажи.

В вопросе «богатого юноши» блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) видит прежде всего то, что он «подошел ко Христу не как к Богу, а как к простому человеку». Другими словами, соблюдение иудейского закона не позволило ему получить достаточное представление о Боге. Вот почему юноше нужно было отказаться от всего «нажитого», своего «большого имения», «богатства», самоуспокоенности, почивания на лаврах благополучия, убежденности в своей правоте и безгрешности. Все это заслоняло ему свет, исходивший от Богочеловека, в Котором юноша мог бы увидеть Христа!

Известный толкователь Евангелия, святитель Николай Сербский (XX в.) замечает, что, задавая вопрос: «Что сделать мне доброго?», юноша имел в виду свое богатство, о котором он, вероятно, все время думал. Иначе говоря, его вопрос содержал мысль, о которую позже споткнулся Симон волхв, когда просил апостола Петра за деньги дать ему духовную, апостольскую власть (Деян. 8:17-24). Однако «совершенство» в духовной сфере невозможно получить ценой богатства — это дело Божьей благодати, для Которой нет различия между богатым и бедным. Поэтому юноше, привязанному к возможностям своего богатства, было необходимо отрешиться от него, ведь «совершенные» возлагают все свое упование на Бога. А богатство они используют не для того, чтобы «купить» вход в Царствие Небесное, а для реализации любви к Богу, в лице нищих видят Христа.

По толкованию византийского богослова Евфимия Зигабена (XII в.), евангельский «богатый юноша» искренне любил и чтил Бога. Он исполнил все главные заповеди иудейского закона, но страдал многостяжанием, страстью к накоплению богатства. «Любостяжание портит всякую добродетель, и вследствие такого очевидного вреда нужно избегать этой страсти». Есть разница между тем, чтобы иметь богатство или быть к нему привязанным. Если обратить внимание на состояние юноши после разговора с Господом, можно заметить, что он «отошел с печалью». Не в раздумье, не размышляя об услышанном, не взвешивая «за» и «против» перспективы сделаться учеником Христовым. Он тотчас отошел с печалью, мгновенно ответив себе на внутренний вопрос — так крепка была его страсть к богатству. Вот и нужно ему было срочно излечиться, стать не любостяжательным.

Однако неужели богатые не спасутся? Конечно, вопрошая, ученики имели в виду не себя, — они-то не были богаты, — а болели душой за ближних, знакомых и не знакомых богатых людях. Как же им спастись? Господь в ответ учит возложить всё упование на Бога, Который поможет войти в Царство Небесное и бедным, и состоятельным людям. Но возложить надежду на Бога может лишь тот, кто не имеет фатальной привязанности к богатству. Кто входит в Небесный Иерусалим не навьюченным, без поклажи страстей и грехов, среди которых страсть к обогащению — одна из самых пагубных. Но посредством Учения и Таинств, Церковь помогает излечиться от этого.

А если вспомнить, что явилось увертюрой к разговору «о богатстве», то откроется путь избавления от всех страстей: будьте как дети, «ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14)».

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 8, 2017.


Назад к списку