«Точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это – дар Христов», — учит святитель Игнатий Брянчанинов. Полное, «совершенное», понимание Евангелия дается человеку по Благодати. Это своего рода талант, который может принести пользу, умножая вверенное человеку духовное богатство…
Известная евангельская притча «о талантах» звучит на воскресной Божественной Литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (Мф. 25, 14-30). (Если 16-й Воскресный день выпадает вблизи праздника Воздвижения Креста Господня, то 16-е Евангелие заменяется на отрывок, посвященный Кресту.) Как правильно понять эту притчу? О каких талантах идет речь, и почему за утаивание данного Богом таланта грозит суровое наказание?
Следует заметить, что притчу «о талантах» Господь произнес в контексте рассказа о Втором пришествии и кончине мира. В ней изображен божественный Суд, когда от людей требуется представить отчет о том, как они употребили вверенные им таланты.
…Хозяин имения призывает к себе рабов, чтобы распределить между ними таланты с целью приобрести доход — кому пять, кому два, кому один, «каждому по его силе (Мф. 25, 15)». Получивший пять талантов немедленно идет и употребляет деньги в дело, чтобы получить двойную прибыль. Так же поступает и получивший два таланта. Лишь тот, кому дали один-единственный талант, не спешит использовать его по предназначению. Он идет и закапывает его в землю, скрывая серебро, принадлежавшее господину.
Каков же результат? После долгого отсутствия хозяин возвращается и просит предоставить отчет в том, кто и как поступил с вверенной ему весьма значительной суммой денег (талант серебра весил более 20-ти килограммов). Получивший пять талантов, приносит другие пять и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них (Мф. 25, 20)». В ответ он слышит: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 23)».
Подобным же образом выдержал отчет и получивший два таланта. Он также заслужил похвалу господина. Совсем другой диалог состоялся между третьим рабом и хозяином имения. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24-25)». Раб в целости и сохранности возвращает вверенную ему сумму и в ответ слышит грозный приговор: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет» (Мф. 25, 26-29).
Какое строгое наказание получает «лукавый и ленивый раб! «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30)». В заключение Господь возглашает: «Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 25. 30)!» Этим подчеркивается важность сказанного, ведь получается, что от того, как ты распорядишься вверенными от Бога талантами, зависит будущая участь — получишь ли награду или окажешься «во внешней тьме».
Известный толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.) понимает под «талантами» меру духовных дарований, которые даются, в первую очередь, священнослужителям, а затем и всем христианам. Удваивает талант тот, кто, получив дар слова, богатства, власти, приносит пользу не только себе, но и другим. А «закопавший» талант — тот, кто думает лишь о земном, о своей личной выгоде, не заботясь о других, почему с точки зрения Божественной Любви он и получает заслуженное наказание.
Таким образом, под «талантами» следует понимать различные дары, данные Богом человеку с целью приносить пользу другим людям, ведь именно в этом состоит предназначение человека, сотворенного по образу и подобию Божию. А если ты не выполняешь своей первейшей обязанности, не умножаешь плоды любви, не взращиваешь вокруг себя посевы добрых дел, не привносишь в мир свет доброты и веры, то о какой награде может идти речь? Твои способности оказываются погребенными в житейской суете, скрыты в земле, и за такое «распоряжение» вверенным от Бога богатством, конечно, последует суровое наказание.
Не верно полагать, что раб, получивший всего один талант, был чем-то обделен по сравнению с другими собратьями. Современный толкователь Евангелия святитель Николая Сербский (XX в.) подтверждает, что «и принявший один талант принял вполне достаточно». По мнению святых отцов, пять талантов первого раба символизируют пять человеческих чувств. Два таланта второго раба подразумевают душу и тело, имеющие драгоценные свойства. А талант третьего раба символизирует единство человеческой природы, цельность ее. Это безусловно великий дар — иметь цельную натуру, твердый характер, ясный ум, целеустремленную волю. Если бы третий раб принес свой талант удвоенным, он безусловно получил бы награду наравне с другими.
Византийский богослов XII в. Евфимий Зигабен подчеркивает, что третий раб наказывается не за то, что он сотворил зло, но за то, что «не сделал добра: уклонися, сказано, от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15)». Этим отличается человек Ветхого Завета от человека Нового Завета. Этим отличается христианин, в жизни которого, как солнце в зеркале, призваны просиять образ и подобие Божии! И если это произойдет, тогда прозвучит ласковый призыв на Суде: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 23)».
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин