«При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими», — говорил святитель Игнатий Брянчанинов.
Но как правильно читать Евангелие? В чем состоит критерий верного восприятия Священного Писания? Об этом лучше всего повествует само Евангелие. Сам Спаситель учит тому, как правильно слушать слово Божие.
Воскресное Евангелие 21-й Недели по Пятидесятнице называется «притчей о Сеятеле» (Лк. 8, 5-15). В этой притче сформулирован закон правильного восприятия Слова Божия. Ведь слушать можно по-разному — в рассеянности, поверхностно, «между делом» или... проникая в глубину смысла. Причем условия правильного, глубокого принятия услышанного вполне конкретны, их всего три.
…Когда «из всех городов» (Лк. 8, 4)стали приходить люди, чтобы услышать проповедь Спасителя и собралось множество народа, Господь сказал притчу. «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк. 8, 5-8)!
Наедине ученики спросили Его о значении этой притчи, и Господь прямо сказал, что не всем дано знать тайны Царства Божия, поэтому многое и говорится в притчах, смысл которых могут уразуметь только настоящие ученики Христовы.
Оказывается, семена, о которых говорится в притче — это слово Божие, которое сеет на ниве человеческих сердец Небесный Сеятель. «Упавшее при пути» обозначает слушающих Слово, но не способных сохранить его и принести плод по причине того, что «потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8, 12). Те из слушающих, которые сначала радостно принимают Слово, однако «не имеют корня» (Лк. 8, 13), то есть не постоянны, отпадают во время искушений, обозначают «упавшее на камень». Если, услышав Слово, люди не приносит плода по причине того, что «отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются» (Лк. 8, 14), — то эти слушатели уподобляются «упавшему в терние».
По-настоящему плодоносным бывает лишь то семя, которое падает на «добрую землю». Под «доброй землей» подразумеваются те, «которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8, 15). Примечательно, что Господь, заканчивая притчу, во второй раз возглашает: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк. 8, 15)! Настолько важным является учение «о слышании»!
Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) в притче «о Сеятеле» видит три основные причины, по которым многие люди, хотя и слышат Слово Божие, однако не могут спастись. Первая — жестокость сердца, утоптанного холодом безразличия, сметающего со своего пути все, что не вписывается в систему ценностей «века сего». Вторая причина — человеческая немощь, которая способна лишь симпатизировать добру, но перед искушениями оказывающаяся бессильной. Третья — чрезмерная озабоченность земным, житейским, способная заглушить и подавить ростки веры, уже проклюнувшейся среди терния.
Против этих трех болезней человеческого существа Господь предлагает три вида лекарств в соответствии с типом каждого недуга. Как известно, душевные страсти изгоняются их противоположностью. Так против недуга жестокосердия Спаситель призывает начать напряженную борьбу за доброту и чистоту сердца. Против немощи непостоянства — приобрести много, много терпения, от которого доброе начало в человеке укореняется и даст возможность выстоять в искушениях. Наконец, против терния озабоченности земным — предлагает «приносить плод», то есть возделывать ниву своего сердца, искоренять сорные травы, грозящие сделать бесплодным труд земледельца.
Другой толкователь Священного Писания святитель Николай Сербский, разъясняя притчу о Сеятеле, обращает внимание на то, как сделать землю «доброй» для принятия Слова Божия. Прежде всего, нужно отнести дорогу подальше от засеянного поля, чтобы семена не оказались затоптаны прохожими. Плодородная нива должна быть огорожена и защищена от бед, которые всегда готовы принести душе людская злоба и бесы. Затем необходимо очистить землю от множества камней. «Окаменение» сердца святитель Николай связывает с боязливостью. Боязливый человек соглашается «впустить Бога в свою переднюю (комнату), приберегая остальные комнаты для себя». Но как драгоценное семя сможет принести плод, если не отдать ему всей глубины сердца? Вот и получается, что земли совсем немного, а остальное — камень.
«Слово Божие не может произрастать в тени чего бы то ни было». Поэтому следующим делом необходимо очистить поле от терний и волчцов — излишних забот о временной жизни. Исполнив эти три правила, простор души из бесплодной равнины превращается в добрую землю, куда попадает слово Божественного учения. Теперь остается проявить терпение, иногда связанное с героической стойкостью вплоть до самопожертвования, чтобы слово стало делом — ответом души на Божественный призыв. Такого плода ожидает Господь от нивы, которая будучи созданная Им, Ему и принадлежит. Однако везде поставлен свой земледелец, от которого зависит, будет ли земля бесплодной, или же семя умножится в сто, шестьдесят, тридцать крат (Мф. 13, 8).
Один из толкователей Святого Евангелия, русский богослов А.П.Лопухин, видит главное средство преображения душевной нивы в воздействии самого слова. Чтобы жизнью человека не управляли бесчисленные заботы, нужно предоставить слову Божию управлять ею. Чтобы сердце было «добрым и чистым», прими очищающее врачевство того же слова. А терпение вырабатывается тем, что необходимо всеми силами души не оставлять слово, держаться его, крепко веруя в присутствие Самого Господа там, где слово укоренено в сердце и невидимым образом растет, чтобы впоследствии принести плод.
Итак, человеку нужно соблюсти три условия, приступая к слышанию слова Божия: иметь доброе и чистое сердце, проявить терпение и непременно подкреплять воспринятое делами. Ведь смысл жизни человека в том и состоит, чтобы принести плод, чтобы умножить зерно веры, надежды и любви, посеянное в его сердце.
Опубликовано: "Воскресенье", № 10, 2017.