«Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Евангелие 24-е, воскрешение дочери Иаира)

О стяжании, то есть, приобретении, Духа Святого как о важнейшем деле, которое может и должен осуществлять христианин, наставлял преподобный Серафим Саровский (XVIII в.). Но «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

Каждый день Церковь предлагает услышать тот или иной отрывок Священного Писания, наиболее важные из которых приурочивает к Воскресному дню, когда в храме собирается вся церковная община, все прихожане. Нередко в этих отрывках, называемых «зачалами» (от слова «начало»), изображаются примеры мужества и силы, которые проявляют истинные и верные служители Божьи, настоящие воины Христовы.  В 24-е Воскресенье (Неделю) по Пятидесятнице на Божественнной Литургии звучит Евангелие о «воскрешении дочери Иаира» и «о кровоточивой женщине» (Лк. 8, 41-56).

…Когда Иисус вернулся из Гадаринской области, где изгнал легион бесов из «гадаринского бесноватого» (Лк. 8, 26-39), к нему подошел, вернее «пал к ногам Иисуса» (Лк. 8, 41) начальник синагоги по имени Иаир. Он не побоялся  подойти к Спасителю, хотя «иудеи сговорились… , чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9, 22). У Иаира была «одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (Лк. 8, 42).

Господь тотчас поспешил в дом Иаира, однако по дороге некая женщина заставила их остановиться.  Она прикоснулась к краю одежды Спасителя, точнее, к кисточкам, свисавшим с края Его верхней одежды, хитона. Это свидетельствует о том, что Господь выполнял религиозные предписания своего времени и даже носил особую одежду, кисти которой символически напоминали иудеям о Заповедях Божьих (Числ. 15, 37-41). Женщина много лет страдала болезнью кровотечения, так что «издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена» (Лк. 8, 43). Но ее вера, смирение и мужество привели к тому, что произошло чудо!

Много людей теснили Господа в эту минуту, но Иисус остановился и сказал ученикам: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8, 46). Таким образом, сила веры женщины, ее мужество и неотступность оказались способными как бы «выпросить» силу у Бога и направить ее к исцелению. Возникает вопрос, является ли грехом такое дерзновение, ведь действие совершилось, на первый взгляд, без дозволения Иисуса? (На самом деле, Господь, конечно, знает нужды каждого человека и милует просящих и без слов). После того, как женщина рассказала окружающим о том, что с ней произошло, Иисус нисколько не укорил ее, но сказал: «Дщерь (дочь)! Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 8, 48).

Однако если сила духа женщины в этот момент оказалась крепче алмаза, то мужество начальника синагоги Иаира поколебалось, потому что ему неожиданно сказали: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8, 49). Очевидно, для того, чтобы произошло исцеление дочери, требовалось не только содействие Спасителя, но и как непременное условие — сила веры самого отца. Ведь Господь неоднократно говорил нуждавшимся в помощи: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Но Иаир не устоял, его дух оказался слабее, чем у женщины, силой веры «изведшей» от Бога силу к совершению чуда. Иаир пришел к Спасителю, пока его дочь еще была жива, но когда он узнал о ее смерти, душевные силы покинули его. Впрочем, Господь не допустил ему отчаяться. Он вселил в него надежду на еще большее — на воскрешение умершей: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8, 50).

Когда они, наконец,  пришли в дом, там уже все плакали, но Иисус сказал: «Не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8, 52). Он ввел трех из Своих ближайших учеников в комнату, ввел также и родителей, и за закрытыми дверями произошло уже не только чудо исцеления, но и таинство воскрешения девочки, ибо  «возвратился дух ее, она тотчас встала» (Лк. 8, 55). Если для привлечения силы Божьей совершенно необходимо участие человека, то очевидно Иаир проявил усилие веры не меньшее, а может быть и большее того, которое недавно позволило мужественной женщине в толпе народа получить исцеление…

Итак, от христианина требуется не только выполнение заповедей, многие из которых принимают и неверующие, то есть, не религиозные люди. В конце концов, закон совести записан в сердце каждого человека независимо от того, является ли он верующим, или нет. Христианин призван к чему-то большему, в частности, к стяжанию Духа Святого, к проявлению силы, способной как бы «выпросить» у Бога небесную, животворящую силу, чтобы совершить некое дело, для которого одних  человеческих усилий оказывается не достаточно. Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) сравнивает веру евангельской женщины с охапкой хвороста, который подносят к огню. Как огонь тотчас охватывает хворост, так и сила Божья как бы сливается с верой человеческой, даруя человеку  Благодать.

Сотни людей прикасались ко Христу, когда Он шел к дому начальника синагоги, но какими разными были эти прикосновения! Насколько разным бывает и наше приближение к Богу в храме или в домашней  молитве! По-разному можно просить, по-разному можно касаться «кисточек» Божественной ризы. Когда это «касание» становится привычным, рассеянным, нужно вспомнить про мужество оставшейся неизвестной женщины, которая смогла получить просимое лишь через напряжение веры.

«…Не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8, 52), — сказал Господь в доме Иаира. Толкователь Евангелия святитель Николай Сербский (XX в.) отмечает, что это не было преувеличением. Смерть человека это действительно сон, после которого последует пробуждение? Святитель Николай Сербский сравнивает человека с автомобилистом, путешествующим по дороге. Неужели, «если автомобиль сломался и остановился на дороге, путешествующий в автомобиле тоже неизбежно ломается и никуда не может двигаться?»

Воскрешение дочери Иаира было важным этапом  подвига Спасителя в победе над смертью. До этого Он воскресил сына Наинской вдовицы, которого уже выносили из города (Лк. 7, 11-17). Затем будет воскрешение «трехдневного» Лазаря (Ин. 11, 1-46). И наконец — Воскресение Самого Христа (Мф. 28, 1-10). Всей жизнью на земле Господь явил пример мужества и твердой веры. Не малодушие и уныние должны быть спутниками христианина на пути к Богу, а наоборот — проявление внутренней силы.

О таких примерах свидетельствует Церковь на службах воскресных дней, чтобы, вдохновляясь услышанным из  Евангелия, прихожане становились сильнее, проявляя пусть малый, но настоящий подвиг веры в окружающем их мире.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 11, 2017


Назад к списку