«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28)», — говорил Господь всем, кто искал утешения в Боге. В этих словах заложена идея личного общения человека с Богом. Однако не сказано «приимите», а «приидите», то есть, подчеркивается, что в духовном делании человек должен сделать усилие, совершить маленький личный подвиг.
Только ли на Небесах находят упокоение христиане, труждающиеся в сем мире и обремененные бесконечными заботами и борьбой? Может быть, и на земле есть некое особое место, куда Господь призывает «прийти» человека, чтобы хоть на малое время обрести долгожданный покой?
Одно из воскресных Евангелий, 28-й Недели по Пятидесятнице, которое можно назвать притчей «о званых на ужин» (Лк. 14:16-24), посвящено теме труда и отдыха. Господь произнес эту притчу в доме одного из фарисейских начальников, когда хозяин дома и гости — все возлежали за вечерней трапезой.
«…Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово» (Лк.14:16-17). Святые отцы, например, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.), под образом раба понимали Сына Божьего, посланного Богом Отцом, Который приготовил для людей «званый» вечерний прием — богатый ужин, призванный приобщить человечество к благам небесной жизни.
Однако «начали все, как бы сговорившись, извиняться» (Лк. 14:18). Поразительное единодушие проявили законники, фарисеи и первосвященники в своем отношении к Божьему приглашению. «Первый сказал … : я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее» (Лк. 14:18). Причина кажется вполне естественной — действительно, купив нечто, следует пойти и посмотреть предмет покупки. Но почему нельзя было «посмотреть землю» в другое время, наутро после ужина, например? Вообще, о какой земле идет речь?
Святоотеческое учение указывает на первую причину, по которой люди не спешат на зов Божий, — это привязанность к земле. Земля и земное, видимое и такое ощутимое, приносящее благополучие и уверенность в завтрашнем дне — как не думать об этом? Как не перебирать в мыслях одно земное дело за другим? Как не заботиться об успехе своего труда? Конечно, трудиться — одна из Божьих заповедей, и никто не осуждает человека за необходимый ежедневный труд! Но ведь и «ужин», на который зовет Небесный Царь, не занимает много времени. Не зря ведь говорится — ужин, время вечернее, когда работа остается позади и наступает час отдыха. Кроме того, «званый» ужин созывается не каждый день.
«Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня» (Лк. 14:19). По толкованию профессора Александра Павловича Лопухина, известного русского богослова (XIX в.), в извинениях «второго» из званых было больше логики, чем у «первого», ведь волы — не земля, которая может подождать. Купленных волов тотчас нужно подвергнуть испытанию, чтобы в случае их непригодности успеть вернуть погонщику или заменить на других животных. Однако почему в притче говорится именно о «парах» волов, причем числом пять?
У человека есть пять чувств — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Все они возникают посредством парных органов тела, даже «вкус», при распознавании которого участвуют язык и нёбо (см. архиепископ Никифор (Феотокис), «Толкование Воскресных Евангелий», гл. 11). Именно «чувственность» нередко является причиной, по которой духовные дары оказываются человеку недоступны. «Чувственность», то есть, преимущественное пребывание ума и сердца человека в сфере удовольствий от физического соприкосновения с окружающей природой, — более тонкая сфера существования, чем грубая привязанность к земле и ее благам. Особенно трудно бывает отличить чувственное, «душевное», от духовного, если речь идет о зрении и слухе. Разве наслаждение красотой искусства, включая музыку, не возвышает человека над суетностью бытия? Конечно, возвышает. Но увлечение «чувственными» наслаждениями может привести к забвению духовности, мыслей и чувств, связанных с Богом, вечностью, спасением души.
Подобно второму и третий из приглашенных отказался: «Я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:20). Известный греческий и российский богослов и педагог архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.) называет отказ «третьего» приглашенного выражением «силы и неудобопреодолимости уз плотских пожеланий и беззаконий». С одной стороны, благословение на женитьбу и продолжение человеческого рода было дано человеку еще в Раю (Быт. 1:28). Однако после грехопадения первых людей даже естественные свойства человеческого существа стали служить поводом к забвению Бога. Удивляет категоричность отказа «третьего». Неужели нельзя было прийти с женой? Очевидно, не только в женитьбе было дело.
Семейный союз между мужчиной и женщиной не может быть препятствием для жизни с Богом. Скорее наоборот, чувства любви и ответственности, которые рождаются в браке, возвышают душу, делают ее более восприимчивой к молитве. Все Священное Писание призывает молодых людей жениться и строить семью. Но если плотские отношения ослепляют человека, делают его рабом плоти, заставляют забывать обо всем — о Творце, о здравом смысле, святости, — если приглашение к богообщению становится пустым звуком, безинтересным и даже раздражает, — не стоит ли пересмотреть систему ценностей? Ведь всему Бог положил свою меру, за которой начинается ложный путь, где и естественное может привести к беззаконию.
Что же говорит хозяин дома своему рабу, когда тот вернулся один? «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Святые отцы подразумевают под этой категорией приглашенных — мытарей и кающихся грешников, людей смиренных жизненными обстоятельствами, для которых земное уступает по значимости небесному.
Затем, когда раб вернулся, хозяин снова говорит: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:23). Живущие «по дорогам и изгородям» символизируют язычников, людей, еще не пресвященных верой. Но их тоже зовет Господь к участию в Небесном Царстве. «Много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24), — заканчивает Господь притчу. Но это не значит, что кто-либо из людей оказался без приглашения — всех от мала до велика зовет Господь, чтобы наполнился дом Божий, Церковь Христова. Церковь в более узком смысле — храм, в широком — совокупность верующих людей.
В Церкви, находясь еще в земной жизни «труждающиеся и обремененные» обретают покой от Бога. Здесь, на Святой Вечери, принимают Небесную пищу те, кто откликнулся на Его дружеское приглашение.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 12, 2017