"Боже, будь милостив ко мне грешнику!" (Евангелие в 1-ю подготовительную Неделю Великого Поста, о Мытаре и Фарисее)

Что самое главное в предстоящем Великом Посту? Что человек должен приобрести за  время постового поприща?

Может быть, нужно наполнить свою душу чувствами благодарения Богу за то, что ты являешься особым, избранным человеком, не таким как другие, для кого пост не имеет особой значимости? Может быть,  время поста — лучший момент для сравнения себя с грешниками: ворами, злыми, агрессивными пьяницами, с теми, кого справедливо называют блудниками. Как хорошо, что ты не таков! А может быть, во время поста ты всему миру показываешь образец благочестия — постишься, усугубляя свой подвиг два раза в неделю, в среду  и пятницу, и еще творишь много добрых дел?

Ведь ты каждый раз жертвуешь храму, а в пост и того больше — вплоть до десятой части своего заработка. Поэтому, входя в дом Божий  чувствуешь себя отчасти хозяином этого места, ведь кругом здесь есть толика твоей жертвы. Продвигаясь к Алтарю и оглядываясь назад, с жалостью смотришь на, входящих в храм позади. Многие из них пришли каяться в больших грехах, но у тебя-то всего этого нет, или все это позади. Ты это «прошел», и тебя не беспокоит совесть. Глядя на свою теперешнюю жизнь, невольно убеждаешься, что все  делаешь  верно, и от этого дух воздымается выше и выше.

Наконец, время молитвы подошло к концу и ты с сожалением возвращаешься к дверям церкви, скользя взором над головами других прихожан. Так же, сверху вниз, ты будешь смотреть на людей за дверьми храма. Какая большая разница между мной и теми, кто кружится в водовороте страстей. Вот этот бедняга, вошел в храм вместе со мной и как бедный родственник так и простоял у дверей с опущенной головой. Ах, какой долгий предстоит ему путь оправдания перед Богом! Путь, который для меня остался  уже позади…

«…Кающийся должен книги православные читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы греха остерегаться, а добродетели научаться», — в стихотворной манере наставлял своих духовных чад  святитель Тихон Задонский.

На первый взгляд, в притче «о Мытаре и Фарисее» (Лк. 18, 10-14), которая звучит на воскресной Литургии за три недели до начала Великого Поста, все очень просто. Что самое главное в предстоящем посту? Конечно — воздержание от еды. Еще — научиться благодарить Бога за Его многочисленные милости,  среди которых одна из главных — то, что Господь как бы отделил нас от мира грешников. Но в конце простой, понятной как «дважды два», притчи неожиданно звучит вывод, что правильным является вовсе не такой образ мыслей!

Если же евангельский Фарисей был не прав, если не нужно входить в храм с чувством хозяина, если не нужно благодарить Создателя за то, что ты «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11), если даже нельзя с заслуженной гордостью сказать себе: «…Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю» (Лк. 18, 12), то о чем можно думать  в Храме Божием?!

Ключ к пониманию притчи «о Мытаре и Фарисее» лежит в предыдущем стихе к воскресному евангельскому отрывку, который на самой службе первой подготовительной Недели (воскресного дня) Великого Поста не читается. Святой евангелист Лука прямо указывает на тех, кому адресована притча. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» (Лк.18, 9). Задачей Господа было призвать к покаянию  не нуждавшихся в Нем фарисеев, уверенных в своей праведности и поэтому уничижавших других.

Один из толкователей Евангелия, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) подчеркивает, что «высокомерие есть отвержение Бога. Ибо когда кто совершенства приписывает не Богу, а себе, тот что иное делает, как не отрицает Бога и восстает против Него? » Страсть высокомерия страшна и коварна потому,что может получить свое начало от…  доброделей. Разве благодарить Бога  — не добродетель?  Неужели избегать того, чтобы сделаться грабителем , обидчиком, прелюбодеем — это грешно? А что говорить о десятой части своего дохода, которую в храм приносил фарисей!

Однако все добродетели фарисея жирным росчерком пера перечеркивала страсть, о которой блаженный Феофилакт сказал:  «…Праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу».

А с каими чувствами шел в храм мытарь? Евангелист Лука отмечает, что мытарь  «стоял вдали» (Лк. 18, 13). Этим подчеркивается не только смирение человека, чей род деятельности вызывал у иудеев глубокое презрение (мытарь — это сборщик податей в пользу вражеского государства). Слово «вдали» указывает на различие духовного устроения этих двух людей.

Он «не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18, 13), потому что не считал себя достойным смотреть на небесные образы после того, как глаза наслаждались зрением земных, чувственных  вещей. А ударял себя в грудь он, как будто сокрушая в сердце лукавые помыслы и пробуждая душу от греховного сна. «Боже! будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18, 13), — только и говорил стоявший в дверях храма невольный борец против самопревозношения. Если «высокомерие есть отвержение Бога», то что есть смирение как не принятие Его?

Последние слова притчи «о мытаре и фарисее», пожалуй, знает наизусть каждый: «…Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14). Но с каким трудом удается удерживать добродетель, которая стоит над всеми другими добродетелями? Без смирения любое достижение в духовной жизни может стать причиной «низвержением человека на самую низшую ступень». И какова будет польза Великого Поста, если вместо восхождения по лестнице добродетелей родится высокомерие, которое может привести к страшнейшим последствиям, вплоть до «отвержения Бога»?

Прежде чем начинать пост, необходимо вспомнить одну из главных молитв Нового Завета: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» С ней ты становишься на правильный путь поста и будешь оправдан более, чем «возвышающий сам себя».

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 1, 2018.


Назад к списку