"Можете ли пить чашу, которую Я пью?" (Евангелие 5-й Недели Великого Поста)

В 5-й воскресный день Великого Поста на Божественной Литургии читается отрывок Евангелия, в котором Господь говорит ученикам о предстоящих Ему крестных страданиях.

«…Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33-34). Святой евангелист Марк говорит о состоянии учеников в тот момент: «…Они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк.10:32). А «Иисус шел впереди их» (Мк.10:32).

Господь хорошо знал что ждет Его в Иерусалиме — осуждение, предательство, истязания, смерть… Можно себе представить душевное состояние человека, — а Господь воспринял на Себя человеческое естество и стал совершенным человеком, то есть, имел такие же чувства, как и каждый из нас, — можно себе представить, с какими чувствами Господь Иисус шел в Иерусалим, зная, что это путь к Голгофе. Но Спаситель осознанно идет эти путем.

Любой человек, чувствуя угрозу жизни, инстинктивно принял бы меры, чтобы обезопасить себя, смягчить будущий удар, найти «обходные пути», чтобы выжить. Но что-то заставляет Спасителя игнорировать страх смерти и не прислушиваться к «здравому смыслу». Господь знает нечто большее о нас, о нашей природе. По любви к человеку, Своему падшему созданию, Бог Отец посылает Сына Единородного, чтобы через страдания и смерть Богочеловека привить человеческому естеству божественные свойства, обожить его. Воскресением Сына Божия из мертвых человечеству даруется путь ко спасению. Зная все это, Господь сознательно идет по пути исполнения воли Божьей, в то время как ученики в «ужасе и страхе» следовали за Ним в Иерусалим.

Впрочем, двое, — Иаков и Иоанн, — не поддавались чувству страха. Во всяком случае, они смело смотрели в будущее и не сомневались в том, что их Учитель выйдет победителем из противостояния с сильными века сего, царствовавшими в Иерусалиме. Апостолов Иакова и Иоанна наряду с апостолом Петром можно назвать ближайшими учениками, ведь именно их Господь привел на Фавор, чтобы они стали свидетелями Его Преображения (Мф. 17:1-9). «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим… Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:35,37).

По мнению некоторых святых отцов, в этот момент Иакова и Иоанна беспокоило будущее устройство земного царства, которое, согласно ветхозаветному пророчеству, Господь должен был принять в Иерусалиме. Они были приближенными ко Христу, и, конечно, рассчитывали на соответствующее положение и в будущем устроении нового порядка жизни в Иерусалиме. В Евангелии от Матфея просьбу братьев предваряет обращение к Господу их матери: «Приступила к Нему мать сыновей Заведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него…» (Мф. 20:20) Считается, что братья стеснялись сами просить у будущего Царя столь высокой чести и поэтому просили подойти ко Господу с такой нескромной просьбой свою мать.

Один из толкователей Святого Евангелия, священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский (XX в.), иначе расценивает просьбу сыновей Заведеевых. На его взгляд, Иаков и Иоанн таким образом выразили свою любовь к божественному Учителю. Они пламенели желанием быть ближе к Нему и в Его грядущем Царстве. «Так как это была просьба любви, а не происки тщеславия, то Господь не отклоняет с негодованием самой просьбы, …а с терпеливостью выправляет ошибочный взгляд учеников». Иаков и Иоанн были верны Господу во время гонений и захотели заручиться Его поддержкой в будущем, в период Его всенародного признания. Ведь после триумфального признания Иисуса Иудейским Царем нашлось бы немало желающих оттеснить простых необразованных рыбаков в сторону.

Господь действительно не уничижает их просьбу. Очевидно, в ней слышалась некая непосредственность любви. Он спрашивает: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10:38)» Понимали ли Иаков и Иоанн, о чем их спрашивает Господь, о какой чаше и каком крещении идет речь? Трудно сказать с уверенностью, но их ответ был однозначным: «Они отвечали: можем» (Мк. 10:39). Тогда Господь сказал им: «…Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:39-40).

Священномученик Григорий (Лебедев) предполагает, что напутствие Господа, Его благословение апостолов на подвиг, подобный тому, который предстояло совершить Ему самому, было ответным проявлением любви Учителя к Своим ближайшим ученикам. «Всякий, кто идет путем подвига и страданий, идет за Христом, и чем решительнее он идет, тем он ближе ко Христу… Так единство пути создает внутреннюю близость ко Христу». Таким образом, Спаситель дает понять ученикам, что не желание быть рядом со Христом в момент Его славы является знаком истинной привязанности к Нему, а единство пути, выполнение Его заветов, послушание Его учению. А так как Сам Господь был полностью послушен воле Бога Отца, то и право выбирать самых достойных последователей общего с Богом Отцом учения Господь Иисус предоставляет Создателю.

Но остальные ученики вознегодовали на двух братьев, очевидно, считая их амбиции необоснованными. (Следует отметить, что святой апостол Иаков был первым из двенадцати, кто испил Господню чашу до конца и был убит царем Иродом (Деян. 12:2)). Как же было объяснить и остальным ученикам, что не борьба за первенствующие позиции в новообразованной Церкви является признаком верности ко Христу, а нечто иное? «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк.10:42-44). «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30), — говорил им Господь ранее. Сможешь ли ты стать слугой или даже рабом для тех, кто слабее тебя, может быть, грешнее тебя, может быть, тех, кто даже не достоин называться христианином?! Ведь «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10)…

Станешь ли ты верным учеником Христовым, чтобы именно этим достичь приближения к Нему? Но другого пути нет. Господь заканчивает такими словами: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Это Его Чаша. Такую же Чашу Он предлагает и нам.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 3, 2018


Назад к списку