8. «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Евангелие в Неделю Пятидесятницы)

День Пятидесятницы называется Днем Святой Троицы потому, что в этот день на Апостолов, представлявших собой Церковь Христову, снизошел Дух Святой, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Так была явлена полнота Божества. На Божественной Литургии в этот величайший праздник читается отрывок Евангелия, который можно условно назвать Евангелием «о живой воде» и «исповедании Никодима» (Ин. 7:37-52, 8:12) .

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). События Пятидесятницы произошли уже после Вознесения Господня, поэтому в Евангелии не повествуется о нем, но святой евангелист Иоанн упоминает о важном пророчестве, которое произнес Иисус незадолго до крестных страданий.  В последний день праздника Кущей, когда иудеи в течение семи дней вспоминали 40-летнее странствование израильтян по пустыне, Господь пришел в Иерусалимский храм и в конце праздника провозгласил народу новое учение о Святом Духе.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:38). Праздник Кущей сопровождался ежедневным возливанием воды, принесенной из Силоамского источника, на жертвенник Иерусалимского храма. Это делалось в память о том, как во время странствования иудеев по пустыне Бог чудесным образом снабжал народ водой, без которой  выжить в таких условиях было не возможно. Святой Евангелист Иоанн Богослов подтверждает, что «…сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:38).

На праздник в Иерусалим всегда собиралось много народа, и когда люди слышали проповедь Господа Иисуса, они недоумевали. Между ними были споры, потому что многие ожидали пришествия Мессии, но позиция фарисеев заставляла народ сомневаться. «…Говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Ин. 7:40-42). Господь действительно происходил из царского рода Давида (по линии Своей Матери Пречистой Девы Марии) и родился именно в Вифлееме. Но большинство иудеев не могли знать об этом, потому что Господь просил Своих учеников не прославлять Его имя.

В то же время иудейские первосвященники и старейшины всячески негодовали, что Иисус — не их ставленник, что Он не избран из их знатного сословия. Они завидовали Его славе и всячески хотели погубить, чтобы народ слушал и повиновался только им и не видел в Иисусе —Спасителя мира, Христа.   В самый разгар праздника они дают приказ своим служителям схватить Его и привести к ним. Но когда те услышали спасительную проповедь, то не смогли «наложить на него рук».  «…Никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?» (Ин. 7:44-45).

«Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46). Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XIIв.) отмечает, что сердца служителей оказались просвещены Божественной Благодатью более, чем ум сильных века сего. Какой смелостью нужно было обладать, чтобы, видя ожесточенность их господ, пойти против их повеления. В лице Господа Иисуса Христа они признали истинного Господина над всеми живущими!

Видя решительность своих же служителей,  иудейские начальники и фарисеи попробовали  изменить тон. «…Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:47-49). Чтобы поставить «служителей» выше «народа», фарисеи называют простых людей «проклятыми невеждами в законе». Они надеялись, что тщеславие поможет служителям подняться выше народа и признать правоту фарисеев.

Среди «начальников и фарисеев» тоже были тайные последователи Христа. Например — широко известный и почитаемый в народе Никодим, «один из начальников Иудейских». Еще в самом начале общественного служения Спасителя он тайно приходил к Нему ночью, чтобы побеседовать о вере (Ин. 3:1). «Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин.7:50-51). Однако законоучители и фарисеи уже признали Господа Иисуса преступником закона и их ответ был безапелляционно кратким. «…И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52).

Так праздничное Евангелие «о живой воде» и «исповедании Никодима» предвосхищает будущие события явления Святого Духа в Сионской Горнице (Деян. 2:1-44). Здесь, на празднике в Иерусалиме, Господь говорит о живой воде как образе Животворящего Святого Духа. В день же Пятидесятницы Святой Дух в образе огненных языков сходит на собравшихся в горнице апостолов.  Здесь простые люди и знатный Никодим прообразуют будущую Церковь Христову. А в Сионской горнице Сама Церковь Христова в лице лучших Ее представителей — святых апостолов — принимает Благодать Духа и освящение Божеством во всей полноте.

Праздничный евангельский отрывок в день Пятидесятницы заканчивает строка уже из следующей главы. «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Дух Святой, сошедший на апостолов и Церковь, явил полноту Божества. Но это не только живая вода, изливающаяся из живого источника Благодати — Бога. Это еще и Свет, который просвещает «всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9). Но каков этот Свет? Одно ли это из лучших творений Бога? Нет, утверждает святитель Григорий Палама (XIV в.). Свет Божества не сотворенный. Это особый, нетварный Свет, исходящий от Самого Бога и являющийся частью Его Божества.

Дух Святой — постоянно являет Себя в мире. Он дает жизненные силы всему существующему. Исповедуя веру в Святого Духа, читая Символа веры и молитвы, посвященные Святому Духу, человеку открывается полнота Божества. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Церковь в лице апостолов. Поэтому Пятидесятницу называют днем рождения Церкви. Именно в Церкви обитает полнота Божества. Из Нее рождаются в жизнь люди, которые исповедуют веру в полноте, просвещаемые Духом Святым. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано в газете "Воскресение", № 5, 2018 г.


Назад к списку