В четвертый воскресный день после Пятидесятницы на Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия, который называется “исцеление слуги сотника” (Мф. 8:5-13). Это чудо Господь сотворил в Капернауме, и о нем стало широко известно, так что и другой евангелист — Лука, повествует о том же (Лк. 7:1-10).
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф.8:5-6). В Евангелии от Матфея сообщается, что перед этим Господь проповедовал в окрестностях Капернаума. Местность была холмистая, и для того чтобы люди могли услышать проповедь, Иисус поднялся на гору. Именно здесь была произнесена знаменитая Нагорная проповедь, в которой кратко излагается все учение Нового Завета (Мф. 5:1 – 7:29). Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) предполагает, что сотник, подошедший ко Христу в Капернауме, слушал Нагорную проповедь, но не посмел прервать божественного Учителя там, на горе…
Скорее всего, он был язычником, хотя весьма уважал иудейскую веру. В Евангелии от Луки, где повествуется о том же, за сотника ходатайствуют его друзья, которые говорят, что «он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:5). Как и в любом отрывке Священного Писания, предназначенном для назидания в вере, личность верующего человека, «героя веры», выступает на первый план. Обратим внимание на характер и душевное устройство сотника. С одной стороны, он проявляет терпение, слушая проповедь Спасителя и приобретая вместе с этим все более глубокую веру. С другой стороны, удивляет его отношение к вере как таковой. Это человек благотворительный, щедрый, покровительствующий церковной традиции народа.
«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф.8:7). Один из толкователей Святого Евангелия блаженный Иероним Стридонский (V в.), комментируя решительный ответ Спасителя, предостерегает от того, чтобы мы заподозрили некое тщеславие в словах Иисуса. «Я приду и исцелю его», — Господь сказал вовсе не для того, чтобы убедить окружающих в Своем всемогуществе. Очевидно, вера и смирение сотника тотчас расположили Спасителя откликнуться. Возможно, в словах офицера прозвучало искреннее беспокойство и боль за своего слугу.
«Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8). Три важнейшие христианские добродетели являет здесь сотник, говоря Спасителю такие слова. Во-первых, смирение, которое выражается в чувстве недостоинства. Очевидно, сотник вполне убедился в том, что перед ним не просто проповедник нового религиозного учения, а Человек от Бога, Богочеловек, способный творить чудеса силой свыше. Вторая добродетель — глубочайшая вера. Ему было достаточно одного «слова» Господа, чтобы осуществилось ожидаемое исцеление слуги. И наконец, пожалуй, главная добродетель сотника — любовь. Если к своему рабу этот человек проявляет столько жертвенной любви, то какова должна быть душа этого чужеземца, для которого явно не было разницы между близким человеком и чужим, сыном и слугой, когда речь идет о помощи ближнему, оказавшемуся в беде!
Сотник продолжает говорить и произносит фразу, в которой выражает причину своей неожиданной просьбы. «…Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф.8:9). На первый взгляд может показаться, что сотник не желает сравнивать Господа с кем-либо из своих подчиненных — воином или слугой, — которые готовы исполнить любое его приказание. Однако, по мнению святых отцов, смысл сказанного значительно шире. Незаурядная вера сотника проявляется в том, что он иносказательно сравнивает свои полномочия как военачальника с могуществом Спасителя, который может повелевать Ангелами и прогонять болезни, распоряжаясь ими как воинами и слугами.
Поэтому Господь во всеуслышание ставит необычайную веру сотника всем в пример. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10). Действительно, сотник не был ни апостолом, ни пророком, ни даже иудеем, воспитанным в традициях отеческой веры, но свойства его характера во многом превосходили даже то, что Господь старался возрастить и укрепить в душах Своих учеников. По учению Церкви «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Какой же сильной должна была быть вера этого человека, способного достичь «осуществления ожидаемого» за счет единственного слова Спасителя? Кто способен так прочно укоренить в себе веру, надежду и любовь, чтобы моление могло достичь цели, опираясь лишь на одно обещание, произносимое Богом?
Выдающийся пример веры сотника подает повод заглянуть в будущее и увидеть путь дальнейшего становления Церкви, о чем ученики Христовы на тот момент не предполагали. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12). О ком пророчествует Господь, говоря о «многих, пришедших с востока и запада» и о «сынах царства»? Безусловно, о язычниках и современниках Христа из числа иудеев и фарисеев. Ведь не «от происхождения» зависит степень религиозности и веры человека. Можно быть «неофитом», своего рода «иноплеменником», пришедшим, наконец, в обетованный удел, но подчас вера такого человека удивляет и вызывает огромное уважение.
Чему учит нас этот известный евангельский рассказ? Привычное течение церковной жизни, уверенность в постулатах, привязанность к букве, нежелание вести сосредоточенную духовную жизнь порой оборачивается в то, чего никто не хотел бы ожидать — состояние души, когда вера в некоторых своих проявлениях становится похожей на «веру» фарисеев. Пример сотника, поистине выдающегося человека в деле искренней и истинной веры, призван обновить в нас стремление к тому возвышенному и великому представлению о вере, которое каждый из нас в свое время воспринял, становясь на путь духовной и церковной жизни.
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13). Господь произносит это вожделенное слово, о котором просил сотник. Слуга выздоровел. Некоторые святые отцы под «слугой» понимают человеческую душу, нуждающуюся в исцелении. Душа исцеляется верой. Поэтому каждому христианину следует хорошо запомнить — «как ты веровал, да будет тебе».
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано:"Воскресение", №6, 2018.