Для чего существуют законы? Конечно, не для того, чтобы их обходить. Законы регулируют нашу жизнь во всех сферах. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас смотрит на мир и на то, как следует себя в нем вести, по-своему. Кому-то по душе тихая размеренная жизнь, а кто-то не может обходиться без приключений.
Если взаимоотношения между людьми, не ограниченные различными писанными и неписанными законами, приводят к хаосу, то как важно знать законы взаимоотношений человека с Богом! Причём нельзя не признать, что изучить эти законы бывает гораздо труднее, поскольку духовные, невидимые предметы анализировать бывает труднее, чем видимые.
Во времена Христа самыми строгими исполнителями религиозных законов были фарисеи. Собрав все множество предписаний Пятикнижия Моисея и преданий старцев, они старались исполнить всё до последней йоты. В определённом смысле их жизнь была безукоризненной и образцом для других. Недаром Господь часто старался привести к покаянию именно книжников и фарисеев. В их руках была религиозная власть над умами простого народа. Но избавить фарисеев от "фарисейства" — очень непростая задача. Быть может, не только к ним было обращено слово Спасителя, но также... и к нам?
Воскресное Евангелие 15 Недели по Пятидесятнице может иметь название "о наибольшей заповеди в Законе" (Мф. 22:35-46). Господь приводит в замешательство собравшихся фарисеев и настолько убедительно доказывает им Истину, что после этого разговора "никто уже не посмел задать Ему вопроса" (Мф.22:46).
Евангельскому чтению "о наибольшей заповеди" предшествует одна важная деталь. «Фарисеи же, услышав, что Он заградил уста саддукеям, собрались вокруг Него» (Мф. 22:34). Можно сделать вывод, что последующий вопрос, заданный "собравшимися", имел особую значимость, так как, по-видимому, фарисеи рассчитывали нанести Спасителю решительный словесный удар, вызывая Его на спор, который помог бы им осудить Его.
«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:35-36). По-видимому, простой вопрос содержал в себе яд искушения, не даром и Евангелист Матфей подчеркивает — "искушая Его". В чем же состояло искушение?
По мнению одного из толкователей Священного Писания блаженного Иеронима Стридонского, любой ответ заставил бы Спасителя унизить другие заповеди. По мнению фарисеев, человек обязан исполнить всё, предписанное в Законе, и если кто-то возвышает одну заповедь, то, следовательно, унижает остальные, и тут рукой подать и до их отмены! А это уже преступление!
Святитель Иоанн Златоуст выдвигает ещё одно предположение, в чем состоял заговор Фарисеев. Конечно, они знали, что любить Бога является важнейшей заповедью. Но об Иисусе говорили как о Сыне Божьим (хотя в действительности Он называл себя Сыном Человеческим). Так как Бог достоин поклонения, то и Сын Его — тоже. Фарисеи ожидали, что Господь Иисус, изменит краеугольную заповедь Закона, добавив в обязанность народа поклонение Себе. Этим бы Он показал Себя человеком властолюбивым, дерзнувшим «редактировать» многовековой Закон!
«Он же сказал Ему: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумом твоим": это -- большая и первая заповедь. Вторая подобна ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки»(Мф.22: 37-38). Пожалуй, ответ Господа оказался обескураживающим для фарисеев потому, что Спаситель не просто повторил широко известную главную Заповедь Моисея. Очевидно, в Его словах, как всегда, действовала необыкновенная сила Божья, преображающая сердца кающихся.
В Евангелии от Марка описывается тот же разговор и приводится откровение книжника, который полностью изменил свое мнение о Господе и даже прославил Христа, сказав: "Хорошо, Учитель! Истинно Ты сказал, что Он един, и нет другого, кроме Него; и любить Его всем сердцем, и всем разумением, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, — больше всех всесожжений и жертв" (Мк. 12: 32-33). Очевидно, книжник почувствовал необыкновенную силу в словах Христовых, силу, которая помогла ему понять Истину и из противника Спасителя сделаться Его другом.
Учение фарисеев, которое ставило во главу угла детальное исполнение Божественного Закона, оказалось не способно принять учение Христа. Открывая духовные очи книжнику, Господь обращается к его душе, в которой, как и в сердце каждого человека, присутствовал огонек истинной веры, искра Божия, имеющая свойства, подобные свойствам Божьим, Который есть Любовь. Именно о любви говорит Спаситель законнику и всем собравшимся вокруг Него. Этот новый для фарисеев и саддукеев язык — язык любви, — был ими забыт, но когда слово любви коснулось сердец людей, некоторым из них открылся путь понимания того, о чем в действительности говорят Закон и Пророки. Любовь — это необходимая часть веры. Без неё даже стопроцентное выполнение заповедей приводит к отвержению Истинного Бога, потому что Бог есть Любовь.
Отвечая на вопрос, почему вторая заповедь, данная Спасителем в этой беседе, названа "подобной" первой, святитель Иоанн Златоуст говорит, что "...вторая прелагает путь первой, и взаимно поддерживается оной". Блаженный Феофилакт добавляет, что "обе эти заповеди взаимно связываются одна с другой, поддерживаются и обнимают собою все прочие заповеди".
Хорошо сказал о любви к ближнему святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама". Отсюда следует, что на основе единства нашей природы, оказывая любовь к человеку, мы проявляем заботу о самих себе и доказываем любовь к Богу, создавшему человека по образу и подобию Своему.
Конечно слово Божье "о наибольшей заповеди" было обращено не только к фарисеям и саддукеям. Церковь учит нас, что в выполнении двух главных заповедей о любви к Богу и ближнему заключается суть веры и исполнение всего Божественного Закона.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", №8, 2018.