«Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Евангелие 22-е о богаче и Лазаре)

«Да, я был богат, но — ни у кого не воровал, никого не грабил.  Я приглашал друзей и веселился с ними — что же в этом плохого? За что мне такое наказание?!» Примерно этими словами мог причитать несчастный богач, погружаясь в пучину мрака, где перед ним была распростерта вечность…

Евангельский отрывок 22 Недели (воскресенья) по Пятидесятнице, который читается в храме на Божественной Литургии (Лк. 16:19-31), призывает задуматься о том, что значит милосердие с точки зрения Промысла Божьего. Какую роль играет сострадание к ближним в жизни человека?

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19). Порадуемся за того, кому Божьим промыслом суждено ни в чем не нуждаться! Он успешен и потому не задумывается о насущном хлебе. Его дом открыт для друзей, таких же как он, блистательных, сияющих лоском богачей.

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:20-21). Один нюанс вызывает озабоченность  — у богача… нет имени. На это можно было бы не обратить внимания, если бы в рассказе не упоминался еще один человек, нищий, который в отличие от богача, называется по имени.

Один из толкователей Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) замечает эту, казалось бы, маловажную деталь и поясняет, что, согласно одному из церковных преданий, во времена земной жизни Господа Иисуса Христа в Иерусалиме действительно был известен нищий по имени Лазарь. Возможно, Господь для наглядности притчи избирает имя, которое было у многих на слуху. А богач?...  Может быть, таких, как евангельский богач в Иерусалиме было достаточно много. Или же богач не имеет имени потому, что притча относится не только к богатым людям, но и к… каждому из нас?

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). По одному из толкований (блж. Феофилакт), отсутствие имени у богача было обусловлено тем, что, в отличие от праведного Лазаря, его имя не было внесено в Книгу Жизни (см. Откр. 20:12-15). Праведность Лазаря не вызывает сомнения— сами Ангелы приняли его душу. Как достиг Лазарь столь высокой духовной высоты? Тем, что был нищ? Конечно, нет,  — ни богатство, ни скудость средств не являются причиной погибели или спасения. Лазарь, безусловно, был терпелив, не роптал на Божий Промысл, питал любовь к ближним, в том числе, к богачу, в частности, за то, что его не прогоняли от ворот, где остатками от еды питались собаки. Да и вообще, для настоящей любви нужны ли причины?Это просто состояние души, которым живет сердце праведника.

«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16:23-24). Если вспомнить главное событие библейской истории, связанное с именем Авраама, а именно — явление ему Самого Бога в образе Пресвятой Троицы, — то можно сделать вывод, что Авраам символизирует собой пример высочайшего гостеприимства. А если провести аналогию между встречей Авраамом трех Ангелов и той возможностью, которую по жестокосердию упустил несчастный богач, то возникает предположение — не проявил ли успешный домовладелец непростительную холодость и равнодушие к встрече… Самого Господа, Который нередко приходит к нам в образе убогих (пребывающих «у Бога») людей?

По мысли одного из древних отцов Церкви, святителя Григория Двоеслова ( VIв.), евангельский богач и праведный бедняк были поставлены в равные условия для спасения. Нищему предстояло проявить терпение и мужество, чтобы наследовать рай со святыми, а перед богатым была поставлена задача правильно распорядиться вверенным ему материальным состоянием. Святитель Иоанн Златоуст в блистательной проповеди, посвященной притче «о богаче и Лазаре», подчеркивает, что мы не можем называться господами своего имущества, но — его правителями. Наша жизнь — гостиница, где каждый новый постоялец вытесняет предыдущего. Под одним и тем же широколиственным древом находят упокоение сначала один путник, потом другой. Но дерево — образ благополучия — принадлежит не им. Исключительно Богу принадлежат все земные богатства, которые распределены между людьми.

«Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:25-26). Кому-то может показаться строгим ответ праведного Авраама, но обращение — «Чадо!» — доказывает обратное. С любовью и состраданием отвечает праотец страждущему богачу, называя его «сыном». С такой же любовью когда-то упрашивал Авраам пришедших к нему Ангелов пощадить народ Содома и Гоморры, если в них найдется хотя бы десять праведников.  Но в нечестивых городах, погребенных ныне водами Мертвого моря, к сожалению, столько не нашлось…

«Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:27-31). По мысли святителя Григория Двоеслова, богач символически изображает иудейский народ времен Христа, считавший себя богатым  по причине духовного наследия праотцев. Лазарь же символизирует народ языческий, не имеющий ничего кроме веры во Христа. В результате, спасается тот, кто верует.

К милосердию призывает нас Церковь, предлагая притчу «о богаче и Лазаре». Место в гостинице человеку-страннику дается не навсегда. Что ты оставишь после себя — зловоние необузданных страстей? Или чистоту добродетелей, среди которых милосердие, как видим, имеет огромное значениедля спасения души? Свободный выбор остается за каждым человеком, хотя, по словам святителя Иоанна Златоустого, всем нам «нужно жить, как однодневным, в постоянном ожидании знака выхода».

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение" № 10, 2018.


Назад к списку