"И она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Евангелие 27-е, о скорченной женщине)

Человек, сгорбленный под тяжестью болезни, достоин сострадания. Недуг не позволяет ему выпрямиться, свободно вздохнуть, взглянуть вверх, на небо. Однако еще более достоин сожаления тот, кто "согбен" в духовном смысле...

В 27-й Воскресный день по Пятидесятнице на Божественной Литургии звучит евангельский отрывок о "скорченной женщине" (Лк. 13:10-17), которой Господь подарил исцеление в субботу, в еврейской синагоге. Впрочем, кто же на самом деле является сгорбленным, не способным возвести глаз на небо, и кто нуждается в исцелении ничуть не меньше, чем женщина, на которую в синагоге возложил руки Господь?

"В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться" (Лк. 13:10-11). Размышляя об этом евангельском отрывке, святые отцы Церкви видели в образе "скорченой" женщины человеческую душу, обремененную духовными болезнями и страстями, не позволяющими ей оторвать взгляд от земных вещей и взглянуть на небо.

Святитель Григорий Двоеслов (VI в.) (называемый так потому, что один из его трактатов о вере был построен в форме диалога между двумя людьми) пишет: "Один помышляет о почестях, другой — о деньгах, третий о добычах. Все это внизу, и когда ум в этом запутывается, тогда он уклоняется от прямоты своего положения".

Но мыслить о земном свойственно всем людям, живущим на земле, потому что нас каждый день окружают необходимые заботы и вещи. Никто не осуждает мать, заботящуюся о сыне или отца, работающего день и ночь, чтобы прокормить семью. Важно, чтобы заботы о земном оставляли место для попечения о небесном, как это постоянно делала "скорченная" женщина, которую встретил в синагоге Господь.

"Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Лк. 13:12-13). Один из толкователей Священного Писания епископ Михаил (Лузин) (XIX в.) обращает внимание на то, что исцеление происходит не по просьбе самой женщины или кого-то из ее близких. Господь не спрашивает ее о вере, как это было не раз, в назидание ученикам. Безусловно, Господь видел ее глубокую веру, и это не было скрыто от окружающих. По мнению епископа Михаила, вера женщины, прежде всего, выражалась в том, что, несмотря на свой недуг, она приходила в синагогу и находила утешение в слышании слова Божьего и общей церковной молитве.

"При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний" (Лк. 13:14). Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.) видит в словах начальника синагоги проявление глубокой зависти. Восемнадцать лет сатана мучил женщину тяжелым недугом и теперь, будучи изгнан, направляет свою злобу в уста человека, который, казалось бы, первым должен был проставить Бога за невиданное чудо исцеления! Как "связал" дух злобы согбенную женщину восемнадцать лет назад, так и теперь он связал завистью сердце начальника синагоги. Но удастся ли ему вымолить у Бога благодать исцеления от своего душевного недуга, который можно считать наиболее тяжким, потому что именно он привел иудеев к распятию Спасителя мира на Кресте!

"Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лк. 13:15-16). "Не даем ли мы в себе дорогу злым духам, когда страстно желаем земного, когда прогибаемся к желаниям временного?" -- увещевает святитель Григорий Двоеслов. О духовных узах, которые связывают душу человека рабством, говорит также святитель Амвросий Медиоланский: "...Таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают и сотоварища".

Господь был Сотоварищем иудеям, хоть и не имел высокого общественного положения, как современные Ему первосвященники. Но страшный недуг — зависть — превратился для них в более тяжкие узы, чем те, которыми была связана согбенная женщина. Однако Спаситель и к ним обращает слово, способное вразумить и исправить болезненное состояние души. Недаром Он прибегает к сравнению людей, «сгорбленных»  земными страстями, с четвероногими животными, которые не могут возвести глаз к небу. Но и тех в день субботний отвязывают и ведут поить. В образном смысле, здесь можно подразумевать благодать Святого Духа, "живую воду", очищающую сердце от страстей и возводящую душу от земли на небо. И каждому, каждому из людей,  живущих на земле, доступен этот животворящий источник!

"И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его" (Лк.13:17). Да, суббота в Ветхом Завете была днем покоя. «Помни день субботний, чтобы святить его, — гласит четвертая Заповедь Моисея. — Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Но покой отнюдь не означает бездействие в делании добра! Если даже безсловесных животных в этот день ведут поить, то человека ли, венец творения Божьего, не напоить в этот день спасательной силой Благодати, способной исцелять, утешать, наставлять!

В Новом Завете днем, посвященным Богу, считается Воскресенье. Церковь учит, чтобы мы, подобно евангельской женщине, связанной многими недугами, приходили во "врачебницу душ и телес", храм Божий, где каждый день совершаются чудеса преображения души. Умиротворение, ослабление болезней, утешение в скорбях — все это ждет каждого, кто с верой переступает порог церкви.  И самое главное, что может произойти и к чему нужно стремиться, — здесь человека ждет встреча с Богом.

 

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №11, 2018.


Назад к списку