Рождественский пост готовит христианина к встрече праздника, и хорошо в этот период вспоминать о том, ради чего мы смиряемся, проходя путь воздержания.
Кому-то может показаться, что 40-дневный пост, установленный Церковью перед праздником Рождества Христова, слишком долгий, хоть он и не такой строгий, как Великий. Но сказали бы мы это… волхвам, которые проделали долгий и трудный путь через пустыни и горы, чтобы поклониться родившемуся Христу!
В день Рождества Христова на Божественной Литургии прозвучит отрывок из Евангелия, который повествует об основных событиях, связанных с рождением Спасителя (Мф. 2: 1-12). Волхвам в этом рассказе уготовано центральное место.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1-2). Не случайно рождественская звезда стала символом праздника. Звезда над вифлеемской пещерой свидетельствует о том, что из глубин полумрака, в который погрузилось человечество, отныне начинает светить миру божественный свет. Сам Христос — Свет миру (см. Ин. 8:12). Но прежде чем остановиться над местом рождения Спасителя, звезда совершила долгий путь.
Какова была эта звезда, и кем были волхвы, послушно следовавшие за ней? Многие считают, что волхвы были астрологами. Однако христианство отвергает астрологию. По свидетельству святителя Иоанна Златоустого, Господь «истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование». Поэтому возникает вопрос, была ли звезда, которая привела волхвов в Вифлеем, сугубо астрономическим явлением?
Это «была не обыкновенная звезда», предполагает святитель Иоанн, « и даже не звезда, а … какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды, это доказывает, во-первых, самый путь ее». Не случайно Господь призывает язычников, не знавших истинного Бога, засвидетельствовать Свое рождение. Ведь Господь «пришел призвать и спасти погибшее» (см. Лк. 19:10), и, как говорит святитель Иоанн, «допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники при служении демонам, чтобы, понемногу отвлекая от языческих привычек, возвести к высокому любомудрию».
«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2: 3-6). А что же народ, которому были даны многочисленные пророчества и высокий титул «богоизбранный»? Помогла ли мудрость первосвященников и книжников предугадать или почувствовать приближение столь радостного и волнительного дня?
Они «встревожились», — другими словами, испугались. Чего было бояться людям, живущим по Заповедям Божьим, для которых встреча с Богом — вожделенная цель жизни? Оказывается, жить «по заповедям» можно и… не желая встречи с Богом… Другими словами, исполнение религиозных требований может быть лишено духовного содержания. Такое может произойти, когда человек «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 21). Питаешь самоуверенность, гордость, тщеславие, а кажется, что делаешь все «как надо». Вот что случилось с народом богоизбранным, которому понадобилась помощь язычников для осознания важности наступающего момента!
«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2: 7-8). Как замечает святитель Иоанн Златоуст, Ирод не сказал «пойдите, испытайте о царе, но: о Младенце». Настолько невыносимо было для него видеть в грядущих событиях нечто великое. Очередной претендент на царский престол? Новый заговор? Коварство царя простирается до пределов ослепления и готовности совершить убийство!
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2: 9-11). Наконец, вот и цель долгого пути. К такому же моменту — моменту встречи — христиане готовятся 40-дневным Рождественским постом. Встреча… Волхвы весьма возрадовались, — это первое, что испытывает душа, ищущая и любящая Бога, когда день Рождества Христова наконец наступает!
Волхвы «пав, поклонились», то есть, безусловно, признали в Родившемся царственное величие. Но какие признаки земного, царского достоинства они смогли увидеть во том, что окружало Богомладенца? Ни чертогов, ни придворной пышности, ни слуг и свиты. Не подсказывала ли вся окружающая обстановка, что родившийся Царь предназначен не для земного царствования! «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66:1)
Золото, ладан и смирну приносят в дар воплощенному Богу языческие мудрецы вместо ветхозаветных кровавых жертв. Это уже образ Нового Завета, когда старый образ поклонения Богу заменяется новым. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, волхвы принесли в жертву «не овец и тельцов, но, как бы были истинные христиане, принесли Ему познание, послушание и любовь». Без страха, — о каком страхе может идти речь, когда перед ними простая семья, приютившаяся в Вифлееме, — а с огромной любовью совершили они поклонение.
«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:12). Заканчивается ли для волхвов служение, для которого они были призваны Ангелом, принявшим вид движущейся звезды? Конечно, вернувшись на родину, мудрецы продолжат проповедь о Небесном Царе, послужить Которому призван каждый из живущих под небом. На примере волхвов с востока Церковь учит нас как нужно искать встречи с Богом и с какой верой и любовью — поклоняться Ему.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 12, 2018.