"Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Евангелие 30-е, о богатом юноше)

Евангельский отрывок 30-й Недели (Воскресенья) по Пятидесятнице носит название «о богатом юноше» (Лк.18:18-27).В очередной раз на Божественной Литургии Церковь упоминает о соблазне богатства.

О богатстве в Святом Евангелии говорится достаточно часто. Можно вспомнить притчи о немилосердном богаче и нищем Лазаре (Лк. 16:19-31), или о богатом землевладельце, который разрушает свои житницы, чтобы построить новые (Лк. 12: 16-21)…  Также мы видим и другие притчи о богатых людях, например, о том, как «один человек сделал большой ужин и звал многих» (Лк. 14: 16-24), или как купец, «найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф.13:45-46).

Что же означает богатство в контексте Евангельского повествования? Иметь богатство — это грех или добродетель? Какое богатство приносит печаль? Какое богатство не препятствует спасению, а наоборот, помогает?

«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18:18).  Евангельский рассказ о беседе Господа с «неким из начальствующих» приводится также в Евангелии от Матфея. Именно там собеседник Спасителя назван «юношей» (Мф 19:16-26).  Мнения толкователей разделились. Некоторые святые отцы видели в вопросе юноши проявление высокомерия  и хвастовства. Задавая вопрос, он, молодой начальник (по мнению некоторых, начальник синагоги), хотел засвидетельствовать перед всеми свою праведность,  мол, «что мне еще сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, ибо я в этой жизни уже исполнил все».

Однако святитель Иоанн Златоуст (IV в.) увидел в вопросе юноши проявление пытливости ума. Сам факт обращения ко Господу с вопросом достоин уважения. Всю жизнь юноша старался исполнять заповеди религиозного закона, однако чувствовал, что за ними должно стоять нечто большее, что с большей вероятностью позволило бы ему «наследовать жизнь вечную».

«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк.18:19-20).  Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт (XII в.) считает, что Господь одновременно укоряет юношу в лести и преподает ему урок любви к истинному Богу. А профессор  А.П.Лопухин делает вывод, что Господь, на первый взгляд, не соглашаясь, на самом деле приоткрывает юноше тайну, говоря о равенстве Сына Божьего Богу Отцу.

«Он же сказал: все это сохранил я от юности моей» (Лк.19:21). Очевидно, юноша хотел услышать новые заповеди, а не повторение хорошо известных Заповедей Моисея. Поэтому в его ответе звучит новый вопрос. “ Что мне сотворить сверх того, чего требует Закон?” Не хотел ли он примкнуть к ученикам Спасителя? Если исполнение заповедей Ветхого Завета — это обязанность каждого человека, то готовность сделать что-то сверх необходимого — свойство сильной личности, способной стать последователем Христа, Его апостолом.

«Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18: 22). Христос действительно призывает юношу к апостольскому служению.  “Следуй за Мной” — эти же слова  услышали апостолы Петр и Андрей, сыновья Зеведеевы, мытарь Матфей… Услышав божественный призыв, они буквально исполнили данную им заповедь Спасителя — оставили все и последовали за Мессией.

«Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (Лк. 18:23). Бывало, человек  просил Господа взять его в число последователей, как, например, гадаринский бесноватый (Лк. 8: 26-39), но получал отказ. Не каждый способен понести иго апостольского служения. Необходимо иметь полное самоотречение, готовность жизнь отдать за проповедь о Христе… Богатый юноша был способен на это. Он мог войти в число учеников и ближайших последователей  Спасителя. Но…

«Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:24-25). По мнению блаженного Феофилакта, не богатство само по себе зло, а «берегущие его злы». В данном случае, «печаль» юноши о богатстве выдала его привязанность. Он не сомневался, не раздумывал, не советовался с другими людьми.  Выбор он сделал сразу. Между служением делу проповеди евангельского учения и служением делу собирания и приумножения богатства он выбирает последнее.

Притча о верблюде и игольном ушке имеет разные толкования.  Некоторые под словом «верблюд» понимали корабельный канат, сплетенный из верблюжьего волоса. Кончено, вдеть такой канат в ушко иглы было не возможно. Есть другое толкование. Под игольным ушком понимали узкую дверь в Иерусалимских городских воротах. На ночь ворота закрывались, и для запоздавших купцов открывали лишь узкую дверь. Если путник сам мог пройти через нее, то верблюду было очень трудно проникнуть в город.

«Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное   человекам возможно Богу» (Лк.18: 26-27). Как может канат протиснуться в ушко иглы, а навьюченный верблюд — пройти через узкую дверь? Оказывается, и в ушко иглы может пройти канат. Но… не весь, а его часть — несколько нитей. Но ведь для шитья этого и достаточно! Зачем для шитья — канат? Так же и калитка, — известно, что верблюд все же мог протиснуться в узкую городскую дверь, только… без поклажи и опустившись на коленях. Так и поступали запоздавшие в дороге купцы.

Церковь учит не забывать о важнейшем качестве, без которого спасение не возможно — о смирении. Смирение превращает и богатых людей, царей и воевод, в верных слуг Божьих. Как волхвы на Рождество Христово принесли Богомладенцу богатые дары, так и нам необходимо принести истинное богатство души — незлобие, кротость и смирение. Отдавая этот дар Спасителю, никогда не будешь печален. Это сокровище имеет свойство умножаться в той же мере, в какой его отдаешь. Тогда и слова Спасителя, — «следуй за Мной», — окажутся для человека не поводом к печали, а — вожделенной наградой.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №1, 2019.


Назад к списку