"Встань, возьми свою постель и ходи" (Евангелие 2-й Недели Великого поста, о расслабленном)

Церковь — «врачебница» духовная. Каждый человек  нуждается в поддержании здоровья души, как и тело человеческое требует о себе ежедневной заботы. В Великом посту, благодаря особым церковным службам, становится наиболее очевидным реальное состояние твоей души. Какой недуг успел насадиться на ее лоне, какая страсть приблизилась к сердцу и пустила ростки?

На второй Неделе (так называется Воскресный день в Церкви) Великого поста основное евангельское чтение во время Божественной Литургии посвящено истории о расслабленном, то есть, болящем человеке, которого принесли к Иисусу четверо (Мк. 2:1-12)…

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово» (Мк. 2:1-2). Хронологически, прошло несколько дней после того, как Господь сотворил в Галилее (местности в Палестине) предыдущее великое чудо — исцеление прокаженного. Конечно, молва об этом и о других чудесах привела к дому, где находился Иисус, множество людей.

«И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк.2:3-4). Ситуация, которую описывает евангелист, изображает огромный интерес народа к проповеди Спасителя. Неужели люди, собравшиеся внутри крытого двора (обычно на Востоке дома строятся квадратом с двором посредине),  не расступились бы перед расслабленным? Очевидно, людей было так много, что и яблоку, как говорится, негде было упасть!

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Этот воскресный евангельский отрывок, в первую очередь, показывает веру, с которой приступили к Спасителю те, которые просили Его об исцелении. Прежде всего, веру самого расслабленного, ведь не имея ее,  позволил бы он себя принести, согласился ль бы на риск быть поднятым на кровлю и спущенным внутрь двора? Велика была и вера его близких. Они не побоялись осуждения, не отступили перед препятствиями, проявили решимость и находчивость!

Один из толкователей Священного Писания, епископ Василий Кинешемский (XX в.) отмечает, что поступок четверых друзей расслабленного — хороший пример для каждого из нас. «Мы часто заканчиваем борьбу на половине, потому что путь ко Христу оказывается трудным и загроможденным. Бесчисленные заставы, груды камней, крутые подъемы, непроходимые чащобы…» Но в трудностях как раз и закаляется вера, возрастает решимость и неотступность в молитве, в результате чего нередко и случаются чудеса.

«Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:6-7). Митрополит Антоний Сурожский (XX в.), рассматривая этот отрывок Евангелия, подчеркивает, что причиной болезни тела часто становится духовный недуг, грех. «Над этим надо нам задуматься, потому что мы все находимся в состоянии болезни. Кто из нас может сказать, что у него тело, ум, все силы душевные в таком строе, что он в полной гармонии с собой, с Богом, с ближним, с природой?» Беда книжников и фарисеев заключалась в их духовной слепоте, безверии, — недуге, от которого им помогло бы лишь одно средство: признать Господа Иисуса — Спасителем мира. Но в отличие от людей, принявших Иисуса Христа с верой, фарисеи не могли или не хотели видеть правду.

«Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк. 2:8-9). Разве видение сердец человеческих и зрение их тайных помышлений не доказало книжникам и фарисеям, что перед ними — не простой человек? Осознавать этого они не могли. Более того, как замечает толкователь Священного Писания архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.), Иисус Христос узнал помышления книжников в  тот момент «не по благодати Духа, но самым Святым Духом в Нем и с Ним сущим».

Что легче было сказать расслабленному — «прощаются тебе грехи» или «встань, возьми свою постель и ходи»? В любом случае болезнь покорилась бы всесильному слову Божьему. Но для человека, получающего исцеление, а также для всех, внимающих христианскому учению, было необходимо знать причину болезни. В данном случае, это был грех, и спастись от греховной болезни исцеленному предстояло, проводя жизнь в борьбе с источником зла в нем. Не всегда Господь говорил о грехе как о причине заболевания. Но в тот момент открыть правду было важно.

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:10-11). Если грех совершен и, более того, духовная болезнь запущена, — где средство спастись? Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Это происходит в Церкви, в Таинствах, в исправлении греховных навыков, в насыщении души молитвой и богословием. Каждый человек должен знать, что его грехи могут быть прощены. Для этого необходимо одно — поверить в Сына Человеческого, Иисуса Христа, в силу и власть Пресвятой Троицы.

Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Богарский  (XII в.), выражая мнение святых отцов, призывает нас видеть в расслабленном человеке — образ собственной души. Что означает «раскрыть кровлю дома»? Наш ум — это вершина человеческого существа. Он все время занят постоянными заботами и суетой земных дел. Нужно освободить его при помощи молитвы и богомыслия. Потом ты должен спуститься сверху вниз, то есть, смириться. Помощники при этом — ходатайство Божией Матери и молитвы святых. Получив прощение, нужно «восстать от греха , … взять одр, то есть тело, для делания добра», и продолжать жизнь иную, уже просвещенную духовно.

«Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк.2:12). Лучшей проповедью  покаявшегося человека будет его жизнь «перед всеми» так, чтобы, видя это, «все прославляли Бога». Во время Великого поста можно сделать шаг для укрепления собственного душевного здоровья. Церковь призывает проявить решимость, развеять сомнения, наслоения гордости, спуститься к ногам Спасителя и, услышав, «прощаются тебе грехи твои», выйти иным, новым человеком. И даже если никто из людей не увидит произошедшей перемены, собственная душа безмерно возблагодарит Бога.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 3, 2019


Назад к списку