"Се, Царь твой грядет" (Евангелие в неделю Ваий, Входа Господня во Иерусалим)

«...Вечер водворится плачь, и заутра радость», — восклицает псалмопевец Давид (Пс.29:6). И действительно, печаль и радость нередко идут рука об руку. Яркое свидетельство тому — события последних дней земной жизни Спасителя, которые мы вспоминаем накануне Пасхи.

Спрашивается, о какой радости может идти речь во время печальных дней, предшествовавших крестной смерти Господа? Но есть перед Страстной Седмицей небольшой праздничный период — два дня, — когда храм наполняется всеобщим ликованием. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим озаряют покаянное настроение постящихся предчувствием будущего праздника — Светлого Христова Воскресения.

Евангельское чтение в день Вербного воскресенья (второе название праздника Входа Господня в Иерусалим) затрагивает два эпизода из последних дней земной жизни Господа (Ин. 12:1-18). В первом звучит тема страданий и будущего погребения Спасителя, во втором —  торжественное «осанна!», сопровождающее Царя Славы, грядущего в Иерусалим...

«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним» (Ин.12:1-2).По мнению толкователей Священного Писания, Господь участвовал в торжественной вечери (трапезе), которую устраивали в знак начала подготовительных дней к празднованию ветхозаветной Пасхи. Не случайно упоминается и праведный Лазарь, воскрешенный из мертвых Господом накануне. Это чудесное событие было у всех на устах как неоспоримое доказательство божественности Иисуса Христа, Которого народ уже почитал новым Царем Иудейским.

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Ин.12:3). Поступок Марии может рассматриваться не только в качестве знака любви и преданности своему Учителю, но и глубже, иносказательно. Блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.), например, видит в действиях Марии руку Божественного промысла. Сам Бог-Отец («Мария» в переводе с еврейского обозначает «госпожа») помазует Сына Божьего, чтобы весь мир, как благоуханием, наполнился благословением Его грядущего крестного подвига.

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:4-6). Не зря святой апостол Павел называл сребролюбие «корнем всех зол» (1Тим. 6, 10). Любостяжание, то есть страсть к приобретению все больших и больших благ, может привести к самому страшному что только можно вообразить — предательству Творца неба и земли! Но почему, зная об этом, Господь позволил Иуде носить денежный ящик для пожертвований? По мнению святых отцов, оказанное доверие должно было заронить в душе будущего предателя искру благодарности и любви. Ведь сколько раз Иуда убеждался в божественном всеведении своего Учителя! Нельзя было не восчувствовать благодарность к Его всепрощению и долготерпению, источником которой является любовь. Но Иуда отвергает мысль об этом.

«Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин.12:7-8). Один из толкователей Священного Писания профессор А.П.Лопухин отмечает, что в древнейших списках Евангелия пишется не «она сберегла», а  «чтобы она сберегла». То, что сделала Мария Господу, приготовляя Его к погребению, было только началом. Она потратила не все миро, и оставшуюся часть следовало употребить позже, после страданий и положения Тела Господа во гроб… Конечно, благотворение нищим — великое дело, однако в основе любого истинно доброго дела лежит любовь к Источнику всякого добра, Богу. И если предоставляется возможность проявить заботу о Божественном, послужить Господу, — что может сравниться с этим?

«Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин.12:9-11).  Господь ежедневно творил чудеса, подавая исцеления людям, без устали проявлял любовь и утешал страждущие души. Откуда у иудеев взялась ненависть? Причина — зависть, древнее зло, свергнувшее сатану с небес на землю, посеявшее в сердцах наших прародителей мысль — «будете как боги» (Быт.3:5). С неистовой стремительностью зависть вселяется в умы строгих исполнителей канонов ветхозаветной религии — законоучителей и первосвященников.  Один из толкователей Священного Писания Евфимий Зигабен (XII в.) считает, что больше всего первосвященники были раздражены тем, что в праздник Пасхи народ обращается сердцем не к ним, наделенным духовной властью, а к Человеку не их круга.

«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12-13) Пальмовыми ветвями встречали победителей, героев сражений, царей. Народ видел в Господе Иисусе — Победителя смерти, нового иудейского Царя, Который воскресил из мертвых Лазаря. Можно ли представить себе более великое чудо? Святые отцы видели в действиях народа особый смысл. Поднимая вверх пальмовые ветви в день Входа Господня в Иерусалим верующие всех времен выражают стремление возвысить души к божественному учению, приблизиться к вышнему миру, где непрестанно звучит прославление Бога — «осанна в вышних!»

«Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин.12:14-16).  Решение Спасителя войти во Иерусалим верхом на осле можно объяснить  иносказательно. Кроме исполнения пророчества о кротком царе, сила Которого заключена в праведности (см. Зах.9:9), Господь дает Своим противникам последний шанс покориться истине и покрыть покаянием грех богоборчества. Молодой осел, по мнению блаженного Феофилакта, необъезженное, неприрученное животное, символизирует языческий народ, который становится послушным и кротким, обращаясь ко Христу.

«Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин.12:17-18). Из уст в уста передавал народ весть о воскрешении Лазаря из мертвых. Вдохновение и радость переполняли людей, резавших пальмовые ветви с деревьев и постилавших одежды на пути грядущего в Иерусалим Царя. Но скоро вместо «осанна!» прозвучит «распни Его!»… Однако уже невозможно удержать рассвет скорой победы Христа над смертью. Церковь призывает нас пройти оставшееся время перед Пасхой в особой атмосфере — покаяния и благоговения перед крестным подвигом Спасителя. Впереди — главный день человеческой истории, день спасения миру, — Пасха.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 4, 2019.


Назад к списку