Цель Великого Поста — встреча Пасхи. Удалось ли постившимся в этот период хоть на йоту отстать от своих грехов? Совесть человека и время подскажут, успешно ли пройден путь твоего подвига. А пока все, «постившиеся и непостившиеся», как утверждает святитель Иоанн Златоуст, — должны прославить святость главного христианского праздника.
Следующий воскресный день после Пасхи называется «Антипасхой». Греческая приставка «анти» имеет значение «вместо» или «напротив». Праздник Пасхи в этот день как будто повторяется вновь. Другое название Антипасхи — Неделя Фомина, — связано с тем, что на воскресной Литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 20:19-31), в котором Господь дает удостоверение о Своем воскресении апостолу Фоме. Случайно ли события «второй Пасхи» оказались связаны с личностью сомневающегося апостола?
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин.20:19-20).
В числе первых Господь явился прежде женам-мироносицам и приветствовал их словом «радуйтесь». Один из известных толкователей Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) считает, что «слабому полу», потомкам Евы, которым в образном смысле досталось бремя наследовать вину своей праматери, нужно было услышать именно слово — «радуйтесь», претворяющее печаль в ликование! Воскресший Христос победил прародительский грех! А мужчинам Господь говорит иное— «мир вам»!
«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23).
Ученикам Христовым предстояло вести борьбу за дело проповеди. Но невозможно проповедовать, не имея внутреннего мира. Мира в самом широком понимании — от спокойной веры, которая проистекает из глубин надежды и любви, до мира как примирения человека с Богом, дающего благодать Богообщения. По мнению толкователя Священного Писания профессора А.П.Лопухина (XIX в.), этим Господь восстановил учеников в апостольском достоинстве, потому что их мучили сомнения, связанные с тем, что в Гефсиманском саду они оставили своего Учителя одного…
На неизбежный вопрос — чем отличается принятие Святого Духа в этот от событий Святой Пятидесятницы — святые отцы отвечают не однозначно. Есть мнение, что сначала избранные ученики получили Дар Святого Духа для священнического служения и совершения Таинств. Некоторые отцы говорили о предуготовительном действии Духа. Интересно мнение святителя Григория Великого (Двоеслова) (VI в.), который сравнивает ниспослание Святого Духа с даром любви. Как заповедь о любви имеет две составляющие — любовь к Богу и к ближнему, — так дважды повторяется и послание Святого Духа. Первый раз от Господа, пребывавшего еще на земле, «вблизи» людей, в знак любви к ближнему, во второй же раз Дух посылается с небес, призывая любить Бога.
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:24-25).
Не случайно сообщается, что Фома назывался Близнецом. По мнению толкователей Священного Писания этим подчеркивается особенность характера апостола, свойственная ему от рождения — некоторая недоверчивость. Однако святитель Кирилл Александрийский (V в.), например, считал, что «ученик сей не столько не доверял речам этим, сколько был охвачен последнею степенью печали». Все ученики удостоились видения Воскресшего Спасителя, а он один среди всех — нет.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:26-28)
Кажется невероятным, что Господь после Воскресения является ученикам изъязвленным крестными ранами, хотя Его Тело имело сверхъестественные способности, такие, например, как возможность проходить сквозь любые преграды. По мнению святителя Кирилла Александрийского, явление Господа ученикам во всей Славе Своей было бы невыносимо для их взора, как это случилось на горе Фавор, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн пали на землю от лицезрения нестерпимого сияния Божества! Явившись ученикам, и в частности, апостолу Фоме, Спаситель показывает свои раны с целью укрепить их в вере, исключить всякое сомнение в том, что Он воистину победил смерть на Кресте!
«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Утешенный ученик вновь обретает веру. Он поверил всей душой, потому что… увидел. Но как быть тем, кто не видел Господа и является духовными потомками первых христиан? Оказывается, обретающие веру не через удостоверение, а путем просвещения сердца и ума Благодатью Духа, оказываются не менее блаженными (счастливыми), чем видевшие Христа своими глазами. Благодаря свидетельству апостолов, Церковному учению и просвещению, участию в Таинствах, мы призваны и должны оказаться в их числе.
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20-30-31). Одно из главных чудес Спасителя— явление святому апостолу Фоме. Антипасха, «вторая Пасха», повторяет праздник победы Христа над смертью. Но в этот день не вся ликующая вселенная предстает перед нашим взором, как это было неделю назад, а личность одного человека — сомневающегося Фомы. Человеку свойственно сомневаться. Поэтому Воскресший Господь просвещает светом Своего Божества не только весь мир, но и душу каждого человека, твою душу. Чтобы в каждом сердце прозвучало спасительное — Христос Воскресе!...
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 5, 2019.