9. «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою…» (Евангелие 1-е, в Неделю Всех Святых)

Церковный год можно разделить на три основные периода: великопостный, пасхальный и самый продолжительный — период от Недели Всех Святых до Недели мытаревой. Великопостный период готовит верующих к важнейшему празднику — Пасхе Господней. Пятидесятидневный пасхальный период  помогает воспринять плоды Воскресения Христова для спасения души.  А как охарактеризовать промежуток церковного года, который начинается Неделей Всех святых?

На Божественной Литургии в Неделю всех святых (следующий воскресный день после Пятидесятницы) звучит Евангелие, которое можно условно назвать «о последователях Христовых» (Мф. 10:32-33, 37-38 и 19:27-30). Этот отрывок состоит из трех частей, выбранных в Евангелии от Матфея и посвященных одной теме — кто может называться «последователем Спасителя».

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). В христианской вере принято Бога называть Господом, то есть Господином, Хозяином и Владыкой всего сотворенного на небе и на земле. А самих себя — рабами, то есть, частью Его собственности. (Хотя в Новом Завете Господь называет Своих последователей более почетным именем — друзьями (Ин. 15:15)).

Первое, что должен проявить верный и достойный последователь Божественного Учителя — «исповедать», то есть, признать Его своим Господином, выразить перед людьми согласие с Его учением. Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) делает следующий вывод: «Каждый, кто исповедует, что Христос – Бог, найдет Христа исповедующим его пред Своим Отцом, что он верный раб. Те же, которые отрекаются, услышат: не знаю вас».

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:37-38). В Евангелии от Луки сказано еще более сильно — «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Неужели Господь учит ограничивать любовь к ближним и даже… ненавидеть их?! Конечно, нет. Бог есть Любовь (1 Ин.4:16). В самой главной христианской молитве, которой научил апостолов Сам Господь, — «Отче наш», — Бог называется Отцом. Поэтому отношения между Творцом и Его созданием — это отношения родственные, полные любви и взаимной заботы.

А образ «ненависти к ближним» — притча о том, насколько крепкой должна быть любовь человека к своему Создателю. Она должна превышать естественное проявление любви. Но это не значит, что, по сравнению с любовью к Богу, нежная привязанность к ближним должна быть не значительной. Любовь к Богу и ближним происходит из одного и того же источника. Недаром Господь объединил эти две заповеди (Лк. 10:27). Можно сказать, что обе стороны одной и той же любви взаимно поддерживаются и перетекают друг в друга.

Крест — тоже проявление любви. Что есть крест, если не терпеливое перенесение невзгод, преодоление любовью обид и недопониманий, простирающееся вплоть до любви к «ненавидящим и гонящим вас» (Мф. 5:44)? Так поступал Господь. Так призваны поступать и мы. Один из толкователей Евангелия, профессор Александр Лопухин (XIX в.) подчеркивает: «Следовать за Христом, значит, прежде всего, взять крест».

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:27-28). Вопрос апостола Петра напоминает интерес ребенка, который в простоте сердца хочет узнать о награде за послушание.  Может быть, и не велико было богатство, оставленное рыбаками. Профессор Александр Лопухин замечает: «Один бывает богат, имея в запасе сто рублей, тогда как другой бывает беден и при тысячах». Никто не может оценить степень привязанности человека к миру. Поэтому Господь обещает награду тем, кто поставил любовь к Небесному Отцу превыше всего земного.

«И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29). Известны многочисленные случаи решимости святых, которые, оставив все земное, уходили на путь подвижничества. Однако среди учеников Спасителя и, в дальнейшем, апостолов было много семейных людей, а также людей состоятельных. Далеко не все из них были призваны к  аскетической жизни. «Наследовали жизнь вечную» и семейные люди, и государственные деятели, и землевладельцы. Поэтому под оставлением «домов, братьев и сестер» следует  понимать нечто иное.

Блаженный Иероним Стридонский (V .в), размышляя над этим отрывком Евангелия, делает вывод: «…Смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным». Причем «плотское» — не обязательно вещественное. Святые отцы учили видеть в понятиях «отца и матери, жены  и детей» прежде всего образ страстей, которые необходимо преодолеть, чтобы наследовать Царство Небесное. Блаженный Феофилакт говорит: «…Имение это у гневливого – его гнев, у прелюбодея – его прелюбодейная склонность, у злопамятного – памятозлобие и т.д.»

«Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:30). По мнению святых отцов, этими словами Господь призывает язычников не унывать вследствие того, что они не являются «богоизбранным народом». Мерило  праведности — не происхождение, а святая жизнь. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Эти слова да смиряют нашу гордость и да внушают каждому из нас позаботиться о стяжании нищеты духа, то есть смиренномудрия, ибо блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5:3)». Будем всегда помнить о милосердии Господа, Который относится к нам как любящий Отец к своим чадам.

Неделей Всех святых начинается самый продолжительный период церковного года. Если Великий Пост готовит верующих к Пасхальной радости о Христе, победившем смерть, то следующий период церковного календаря можно условно назвать периодом Всех Святых. В них —продолжение земной жизни Спасителя, воплощение Его воли и любви к людям. Церковь учит подражать святым, учиться у них добродетели, чтобы по неизреченной милости Создателя и нам стать причастными их Небесной славы.

 Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскерсение", №6, 2019.


Назад к списку