И вот, весь город вышел навстречу Иисусу… (Евангелие 5-е, о гадаринских бесноватых)

Господь сказал Своим ученикам: «…Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»  (Ин. 14:23). Совершая чудеса и даруя милость людям, Господь обходит города и веси, стучится в каждый дом и в сердце, но иногда Он слышит просьбу… удалиться «от пределов их» (Мф. 8:34).

Об одном таком случае Церковь напоминает в 5-ю Неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, когда на Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея о бесноватых (Мф.8:28-9:1). Великое чудо произошло на территории Гергесинской (у Марка и Луки — Гадаринской)  страны. Весь город узнал о могуществе Бога и милости Его, которая нисходит даже к самым отверженным людям — бесноватым. Однако… не всегда чудеса происходят, как бы нам хотелось…

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8:28).  Господь и Его ученики многократно исцеляли одержимых беснованием людей, но случай с Гергесинскими бесноватыми — особый. Все евангелисты подчеркивают особую свирепость демонов, которые обитали в душах бесноватых. Евангелисты Марк и Лука говорят лишь об одном из них, вероятно, наиболее сильном и страшном. А некоторые святые отцы даже считали, что живших во гробах могло быть и больше. По суеверному представлению иудеев того времени, демоны обитали в погребальных пещерах. Но, судя по всему, бесновавшиеся поселились там потому, что были изгоями общества.

«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). «И бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), — замечает святой апостол Иаков. Не удивительно, что им многое известно, даже больше, чем людям. Один из толкователей Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) даже называет их в данном случае «проповедниками», хотя их исповедание Иисуса Сыном Божиим было не от чистоты помышлений, а от страха, который их охватил. Демоны думали, что пришел час их вечного осуждения. «Присутствие Спасителя есть мучение для демонов», —говорил блаженный Иероним Стридонский, комментируя этот рассказ.

«Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8:30-31). Упоминание о том, что «бесы просили» ясно указывает на существование злых духов. Реальное представление об устройстве духовного мира не будет полным, если не учитывать  факт, что против людей невидимо воюют полчища злых сил. Известный толкователь Евангелия профессор Александр Лопухин (XX в.) обращает внимание на отношение бесов к людям. Злым духам все равно где обитать —среди людей или в стаде животных. Их злоба не позволяет видеть в людях особое творение Божье. Они паразитируют в душах  несчастных и только ищут возможность погубить.

«И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). Несмотря на свирепость и злобу бесноватых, дерзнувших обвинить Спасителя в том, что Он —  источник их мучений, Господь освобождает мучавшихся от множества бесов, поселившихся в их душах! Ему несравнимо дороже человеческая душа, сотворенная по образу и подобию Божьему, чем тварное существо животного, которое хоть и приносит прибыль скотоводам, но не может быть сравниваемо с ценностью души человека!

Размышляя о причинах снисхождения Спасителя к просьбе демонов, профессор Александр Лопухин приводит слова святителя Иоанна Златоустого. Во-первых, гибель целого стада свиней иллюстрирует вред, наносимый демонами людям. Кроме задачи погубить все живущее, они не способны ни к чему! Во-вторых, стало понятно, что демоны не могут ничего сделать без Божьего попущения, имеющего всегда в конечном итоге благую цель — вразумление и спасение. И в-третьих, наконец, какая необыкновенная милость была оказана бесновавшимся! Что их могло ожидать в будущем, не случись над ними этого чуда?!

«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу…» (Мф. 8:33-34). Известный толкователь Священного Писания архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.) восклицает: «Видите ли, каким образом случившееся со свиньями несчастие соделало самых свинопасов учителями и проповедниками чудеси?» Весь город пришел в движение. Мужчины и женщины, стар и млад вышли навстречу Иисусу, увидеть своими гласами явление силы Божьей над свирепыми бесноватыми, много лет мешавшими спокойствию горожан, а также — над стадом городского скота, которого уже не было на круче.

«…И, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:34). По-разному трактуют святые отцы поступок гергесинских горожан. Некоторые, например, блаженный Иероним Стридонский, оправдывают просьбу жителей благоговейным страхом перед Спасителем. Они чувствовали свое недостоинство, чтобы Господь посетил их языческий город. Другая точка зрения — страх, посеянный демонами, передался людям, и они не проявили должную благодарность. Еще одна точка зрения — убытки, связанный с утонувшим стадом свиней, были слишком существенными…

«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1). С кротостью ответил Спаситель на просьбу…  Горожане оказались не достойны посещения Господом их улиц и площадей. По свидетельству историков, место, где вероятнее всего произошло чудо над бесноватыми, со временем стало необитаемым. Однако Господь не оставил жителей Гергесинской страны без проповедников. По свидетельству апостола и евангелиста Марка, бывшему бесноватому было сказано: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мк. 5:19).

Есть разные виды беснования. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «…Будем беречься другого рода беснования – надутой гордости, зависти, гнева, злобы, ненависти, раздражительности, плотской страсти, пьянства, объедения, сквернословия, корыстолюбия, жестокосердия, притеснения ближних, ругательства, ссоры, распри, уныния, отчаяния и прочих страстей…»  На примере чуда, происшедшего над бесноватыми в Гергесинской стране, Церковь учит нас быть внимательными к своему душевному миру, быть милостивыми и не бояться материальных потерь, которыми может сопровождаться любое доброе дело. И, конечно, — всегда быть благодарными Богу за то, что по Его воле и под Его защитой мы можем совершать путь спасения, живя одновременно в материальном и духовном мире.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 7, 2019


Назад к списку