«Приходите на брачный пир» (Евангелие 14-е о званых на брачный пир)

Божественную Литругию нередко называют обедней. В духовном смысле каждая Божественная Литургия — это  своего рода трапеза. Во время молитвы душа вкушает духовную пищу. И наконец, главное действие Литургии — Евхаристия — связано с непосредственным принятием Пречистых Христовых Тайн, Тела и Крови Спасителя.

Еще можно назвать Божественную Литургию духовным пиром. Церковь призывает всех приобщиться спасительного духовного торжества! В 14-ю Неделю (воскресный день) по Пятидесятнице Евангельское чтение на Божественной Литругии посвящено этому событию. В одной из Своих проповедей Господь произнес «притчу о званых на брачный пир» (Мф.22:1-14).

«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти» (Мф. 22:1-3). По толкованию святых отцов, царь, делающий праздничную трапезу, есть Сам Бог. Сын Божий при этом сочетается узами брака с Церковью и с каждым членом церковной общины, с душой каждого человека. Все пророки и святые, «слуги» Божьи, зовут людей почтить Бога и воздать достойное поклонение Творцу неба и земли. Но «званые»…  не захотели прийти. В историческом смысле под «зваными» следует понимать фарисеев и законоучителей иудейских, которые отказались принять Господа Иисуса Христа.

 «Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир» (Мф.22:4). Праведный Иоанн Кронштадтский (XX в.), объясняя этот евангельский отрывок, восклицает: «Какое невнимание, какая гордость, неблагодарность, дерзость! Но какое снисхождение и долготерпение царя!» Можно ли себе представить земного правителя, который бы в ответ на отказ приглашенных посетить его званый ужин — «опять послал других рабов»? Желание царя — поделиться радостью с лучшими из подданных. Кроме того, когда правитель устраивает брачное торжество в честь своего сына, он желает представить своим подчиненным будущего наследника.

«Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (Мф.22:5). По мнению известного толкователя Священного Писания блаженного Феофилакта Болгарского (XII в.), люди удаляются от духовного брачного пира «всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности». Те, кто пренебрег приглашением и пошел «на поле свое», символизируют погрузившихся в жизнь плоти, у которых нет желания посвящать время духовной жизни. А отправившиеся «на торговлю» — образ порабощенных страстью любостяжания, чьи очи обращены только к приобретению все новых и новых земных благ.

Если первые две категории отказавшихся от приглашения царя, возможно, имеют некоторое оправдание, то о чем может свидетельствовать жестокость тех, кто «схватив рабов его, оскорбили и убили их»? В историческом смысле именно так поступили законоучители еврейского народа, предавшие Спасителя на казнь и затем преследовавшие Его учеников, святых апостолов. А если говорить о душе человеческой, то очевидно ее плачевное состояние, ведь только безумец посмеет убить того, кто пришел к тебе с приглашением посетить званый ужин.

«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф.22:6).  Можно ли упрекнуть царя за то, что он наказывает убийц? Согласно свято-отеческому учению, к Богу, Который «есть любовь» (1Ин.4:16), неприменимы понятия гнева или мести. Когда Господь «наказывает», имеет место попущение, то есть свобода совершиться чему-либо, что призвано привести людей к покаянию или вразумлению. Это и произошло с Иерусалимом в 70 году н. э., когда римские войска осадили и разрушили его. Так сбылось пророчество, сказавнное в притче «о званых на брачный пир»…

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф.22:8-9). Все призываются на брачную трапезу. По мнению блаженного Феофилакта Болгарского, «каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником». Другими словами, нет человека, для которого двери Церкви оказались бы закрыты. Один из толкователей Священного Писания, профессор Александр Лопухин (XX в.), объясняя этот евангельский отрывок, обращает внимание на то, что под «распутьями» в притче понимаются «не главные дороги или главные, большие пути, где живут почетные гости, а вообще закоулки, переулки, проселки, тропинки, где ютится, ходит и живет бедный люд».

«И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф.22:10). Под «распутьями» можно также понимать языческие или другие ложные учения. Церковь собирает под свои своды людей самого разного сословия и душевного устроения. Среди них есть злые и добрые, друзья царя и тайные его недруги. «…Все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною», — отмечает блаженный Феофилакт Болгарский.

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (Мф.22:11-12). Профессор Александр Лопухин задается вопросом, «виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду»? На самом деле, ответ однозначен — да. В приемных покоях царского дворца любой приходящий мог выбрать для себя праздничную одежду. Но человек сознательно не сделал этого, потому что был, очевидно, не уважал царя. Желая омрачить праздник, он стал в один ряд с теми, кто оскорбил и убил посланников правителя.

«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22:13-14). Призваны все, но спасающихся не много. Грешнику достаточно произнести от всей души: «…Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (из песнопений Страстной Седмицы), — и безграничная милость Божья незамедлительно последует! Праведный Иоанн Кронштадтский вопрошает: «С чем вы явитесь на брачную Вечерю, в Царствие Небесное, готовитесь ли вы непрестанно туда, где ожидает нас прекрасный Жених – Царь всех человеков и всех святых?» Церковь учит нас не только благоразумию, ибо верх неразумия — отказаться от приглашения царя, — но и ответственности. Какой будет наша одежда на брачном пиру, во многом зависит от нашего жизненного выбора.

Опубликовано "Воскресение", №9, 2019


Назад к списку