"Люби́те врагов ваших" (Евангелие 19-е о любви к врагам)

Легко любить тех людей, кто любит нас. А как насчет тех, кто не выражает к нам симпатии? Но если хочешь идти по стопам Господа, нужно изменить свое отношение к таким людям...
Евангельское чтение 19-й Недели (воскресенья) по Пятидесятнице посвящено теме любви к врагам  (Лк. 6:31-36).  (Следует заметить, что в связи с особенностями церковного Устава, порядок Недель и воскресных чтений в периоды накануне Рождественского и Великого Постов не всегда совпадают с календарными).
Учение о любви к врагам — часть знаменитой Нагорной проповеди, в которой Господь преподал, пожалуй, самые важные уроки Нового Завета.
«И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).  Весь нравственный закон содержится в этой фразе. Если человек поступает по отношению к другим с добротой и любовью, то есть так, как хотел бы, чтобы люди относились к нему самому, он никогда не нарушит общественный и нравственный закон, не совершит преступления против ближнего. Однако настоящий христианский подвиг начинается тогда, когда, несмотря на доброе отношение с нашей стороны, ближний относиться к нам совсем иначе.
«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6:32). Один из толкователей Священного Писания архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.) замечает, что «любить любящих вас» еще не означает добродетель в полном смысле слова.  Иногда это может быть даже выражением греховной склонности человека. «Таковые убо грешники не ради любви Божией, но ради собственной выгоды, не ради добродетели, но ради мзды любят только любящих, и благотворят одним благотворящим, и дают взаим одним тем только, от коих чают равное получить». Поэтому такая любовь еще не уподобляет человека Богу.
«И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают» (Лк. 6:33). То же самое касается и дел любви. Воздавать добром за добро — вполне естественное явление даже в животном мире, когда речь идет, например, о взаимоотношениях в рамках одной семьи. (Впрочем, зачастую нам и этому, «естественному» проявлению любви стоит поучиться.) Что уж говорить о более высоком уровне человеческих отношений? Известный толкователь Святого Евангелия епископ Михаил (Лузин) (XIX в.) призывает: «Надобно, чтобы добродетель христианская проистекала не из естественных побуждений испорченного сердца, но из высшего начала, из бескорыстной любви ко всем».
«И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:34). Чем мы можем благотворить ближним? Добрым словом, то есть, выражением любви, или же конкретным делом, или оказывая материальную помощь. Не случайно в Нагорной проповеди перечисляются все виды выражения «естественной» любви. Все, что бы ты ни делал доброго в отношении человека, который тебя любит — это еще не христианский подвиг. Такая любовь отражает красоту и гармонию человеческих отношений как таковых. Так ведь «должно быть»! А что же с христианской точки зрения  действительно достойно настоящей награды свыше?
«Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего…» (Лк. 6:35). Один из исследователей Священного Писания профессор Александр Лопухин (XX в.) обращает наше внимание на фразу «не ожидая ничего». С одной стороны, это значит «не ожидая  возмещения своих затрат». А с другой стороны,  перевод с греческого может быть и таким — «ни в чем не отчаиваясь». Другими словами, любить врагов, благотворить, помогать им материально следует не только «не ожидая возмещения» наших затрат, но и не отчаиваясь «ни в чем», то есть, не ожидая никаких земных воздаяний, не думая, что их отношение к нам, благодаря нашим добрым действиям, может перемениться.
Такой образ мыслей и действий в отношении тех, кто нас не любит, призвано делать нас настоящими христианами, подражателями Христу. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», — говорит Господь в Евангелии от Матфея (Мф. 5:45). Действительно, если Бог поступает так по отношению ко всем людям, почему мы  должны вести себя иначе? Если не благотворить, то хотя бы мысленно не желать зла своим обидчикам, пожалуй, по силам каждому, кто стремится к исполнению этой заповеди.
«И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35). О какой награде может помышлять христианин? Получить воздаяние за те труды, которые ты понес, делая добро человеку, который настроен к тебе враждебно? Нередко и такое случается. Осознавая происходящее, недоброжелатель может действительно изменить свое отношение к нам.  Блаженный Феофилакт Болгарский призывает поразмышлять: «Если желаешь, чтобы враги твои были для тебя суровы, несострадательны и гневливы, то будь и ты таков. Если же, напротив, желаешь, чтобы они были добры и сострадательны, и непамятозлобивы, то не считай невозможным делом – и самому быть таковым».
Однако что может сравниться с той наградой, которую обещает Сам Господь — «и будете сынами Всевышнего»! Даже если при всех усилиях нельзя изменить образ мыслей наших недоброжелателей — это не повод отчаиваться! Что для христианина важнее, получить утешение здесь или в жизни вечной? Поэтому Господь учит, чтобы мы любили недругов, благотворили им «не ожидая ничего»! Когда поступаешь именно так ради исполнения заповеди и по любви к Богу, то, как говорит архиепископ Никифор (Феотокис), греческий и российский богослов и подвижник XVIII века, «Бог воздаст тебе сугубо за даяние твое: тогда таковой твой поступок есть истинная добродетель, тогда мзда тебе предлежит многая; тогда бываешь, по благодати и по образу, сыном Бога Вышнего».
«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).  Называя Бога своим Отцом, как например, в молитве “Отче наш”, мы обязуемся оставлять «долги» нашим недругам. Пусть это иногда бывает непросто, однако «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Святые отцы призывают не надеяться на свои силы в делах веры. «Бог естественно от Себя Самого пребывает благим, человек же без благодати и помощи Божией никак не может быть таковым», — напоминает архиепископ Никифор. Церковь учит нас искать благодать и помощь Божью в молитве, Таинствах, делах милосердия, призывая человека стремиться к исполнению сложной заповеди о любви к врагам, ожидая награды за свой труд на Небесах.

Преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение" № 10, 2019 г.


Назад к списку