«Где же девять?» (Евангелие 29-е о десяти прокаженных)

У кого в жизни не случалось чудес? Если быть внимательным, можно заметить маленькие чудеса чуть ли не каждый день. Благоприятное стечение обстоятельств, доброе отношение людей вокруг, нечаянная радость на душе. Это ли не Божьи чудеса? Но спешим ли мы дома или в храме,  месте особого присутствия Божьего, вознести благодарственную молитву Источнику всего доброго на земле?

Когда Господь жил среди людей в начале новой эры, Он совершал много малых и великих чудес: даровал зрение слепым, здоровье парализованным, даже воскрешал умерших. Как поступил в ответ на благодеяния людям израильский народ во главе с фарисеями и книжниками мы знаем. Но не благодарными оказались не все. Некоторые, невзирая на гонения за свою веру, признавали в Господе — Спасителя мира.

Во время Рождественского Поста, в Неделю (воскресный день) 29-ю по Пятидесятнице, Церковь предлагает услышать отрывок Святого Евангелия о благодарности. И это не случайно. Как не  благодарить Бога накануне Рождества за то, что Он воплотился, то есть, сошел с небес на землю, для очищения человеческого рода от греха и избавления от вечной смерти? Отрывок Священного Писания в этот день называется «о десяти прокаженных» (Лк. 17:12-19).

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17:12-13). Интересную мысль о том, при каких обстоятельствах произошла встреча десяти прокаженных со Христом, предлагает исследователь Священного Писания протоиерей Иоанн Бухарев, русский православный духовный писатель и педагог XX в. Он предположил, что прокаженные не просто жили сообща, помогая друг другу, но они могли специально собраться из разных мест для встречи со Христом.  Десять прокаженных стали своего рода представителями разных колен израильского народа, жаждущего исцеления.

Святые отцы смотрели на образ десяти прокаженных еще шире. Их число символизирует все человечество, страждущее на земле от злобы «князя мира сего». Только Сам Бог мог заступиться за людей из любви к Своему творению. Поэтому Он воплощается на земле, рождается как Богочеловек. Так Он отвечает на призыв десяти прокаженных: «Помилуй нас!» Становится  ясно, почему рассказ о десяти прокаженных читается в Церкви незадолго до праздника Христова Рождества. Этим Церковь подчеркивает милосердие Божие к человеческому роду, пораженному грехами и бедами, как проказой.

«Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (Лк. 17: 14). Как отмечает протоиерей Иоанн Бухарев, повеление Господа идти и показаться священникам могло значить только одно, — «идти для освидетельствования исцеления, так как священники свидетельствовали как заболевание, так и исцеление, и – принести положенную жертву по случаю выздоровления (Лев. 13:14)». Все десять прокаженных  послушались указания и пошли в Иерусалим, что свидетельствует об их вере.

Можно себе представить степень радости обреченных на страдания людей, когда к ним по дороге вернулось утраченное здоровье. Один из толкователей Священного Писания архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.) приводит свидетельство известного историка Иосифа Флавия (I в.) о том, как относились в израильском народе к прокаженным: «…Прокаженных совсем изгоняли из града, ни с кем не обращающихся и от мертвого нимало не отличающихся». Если же священник засвидетельствует, что они здоровы, то к ним вновь возвращалась нормальная жизнь, радость общения с родными, потерянное положение в обществе.

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17: 15-16). На первый взгляд, исцеленные в точности исполнили указание Господа «идти и показаться священникам». Но один из них осмелился… «нарушить» приказ. Вернее, отсрочить его выполнение с некой целью. По мнению святых отцов,  самарянин, конечно, в итоге выполнил волю Господа и показался священнику. Но, как свидетельствует один из толкователей Священного Писания епископ Михаил (Лузин) (XIX в.), «пораженный чудом своего внезапного исцеления от болезни, этот человек, прежде чем идти к священнику для засвидетельствования исцеления, возвратился к Господу для выражения Ему своей благодарности за исцеление и для прославления перед Ним Бога за такую Его милость к нему».

В Евангелии подчеркивается, что из десяти прокаженных благодарным оказался самарянин. Самария — область древней Палестины, где проживали переселенцы из Сирии и Месопотамии. Их вера в Бога была перемешана с язычеством, и поэтому евреи старались не общаться с самарянами. По мнению известного исселодавателя Священного Писания блаженного Феофилакта Болгарского (XII в.), благодарность самарянина стала пророчеством о том, что язычники с большей верой приняли новозаветное учение, чем сам израильский народ. Иудеи «Воплощенного и Распятого не признали Господом славы, а язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой».

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17: 17-18). Благодарность Бога за Его благодеяния роду человеческому и каждому человеку в отдельности — неотъемлемая часть нашей веры. Благодарность — наш ответ на любовь Господа и Его промышление о нас. По словам архиепископа Никифора (Феотокиса) (XVIII в.), благодарный самарянин символизирует душу кающегося грешника. «Сей, если с сокрушением будет взывать так, как те: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! — многоблагоутробный тогда Иисус, прияв молитву его, помилует его, и очистит душу его от проказы беззаконий его».

«И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17: 19). Подобно исцеленному слепцу, или кровоточивой женщине, или блуднице, помазавшей ноги Спасителю, Господь ставит в пример народу веру одного из десяти прокаженных. В чем же проявилась его вера? Девять — тоже исцелились, выполняя повеление «идти и показаться священникам». Но самарянин показал свою веру тем, что вернулсяь и пал к ногам Спасителя. Во время Рождественского поста Церковь учит нас быть от души благодарными Богу за ежедневные дары Его нам, грешным, за саму жизнь и все, что мы имеем. И прежде всего, за то, что Он пожелал стать одним из нас, приобщиться  плоти и крови человеческой, чтобы начать их преображение и спасение, родившись от Пречистой Девы в холодной пещере на окраине Вифлеема.

Опубликовано: "Воскресение", № 12, 2019


Назад к списку