«Когда мы видели Тебя?» (Евангелие в Неделю мясопустную, о Страшном Суде)

Приближается Великий Пост, и каждый чувствует необходимость решить какую-либо задачу в своей духовной жизни, чтобы на шаг, или полшага, или даже слезами вместо дел приблизить к тому, что называется «жить свято», то есть, меньше грешить. Внимательный человек всегда найдет, где попал в сеть греха, и только богомыслие, молитва и дела любви помогут не запутаться, не погрузиться всем существом в мир страстей.

С чего начать пост? На что обратить внимание в своей духовной жизни? Очевидно, необходимо начинать с главного. Запутавшийся, погрязший в страстях, мечтает лишь об одном — как избежать худшего? Как не оказаться осужденным на Страшном Суде, том самом суде, где будет определена участь человека в вечной жизни. Как унаследовать Царство Небесное вместо вечных холода и тьмы там, где Жизни нет?

В Неделю (воскресный день) Мясопустную, когда перед Великим Постом прихожане в последний раз вкушают мясную пищу, Церковь на Божественной Литургии предлагает услышать Евангельский отрывок, называемый «притчей о Страшном Суде» (Мф. 25:31-46). В нем указывается главная ошибка, которую совершают многие, превращая в ничто труды всей своей  жизни. И одновременно становится ясной главная добродетель, которая может покрыть множество грехов и ввести в Небесные чертоги тех, кто, вероятно, никогда и не считал себя праведником…

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…» (Мф. 25:31-32) Родившись на земле в пещере для домашних животных, работая Своими руками в юности, странствуя и претерпевая голод и холод в период общественного служения, Господь видел впереди Крестные страдания и позорную смерть за грехи всего мира. Поэтому Он и настраивает Своих последователей на то, что здесь, на земле, дело Божие осуществляется в уничижении. Слава же явится в будущем веке, в мире, который от нынешнего мира, полного злобы, страстей и болезней, отличается не меньше, чем небо отличается от земли.

«…И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:33). Хотя овцы и козы паслись на лугах Палестины вместе, они значительно отличались друг от друга по характеру. Овцы — образец кротости и доверия к людям. Характеристикой же «козлищ» была беспорядочность, похотливость и упрямство. Так и в обществе людей:  можно жить рядом, но быть совершенно разными, о чем свидетельствуют мысли, слова и поступки.

Исследователь Священного Писания профессор Александр Лопухин (XX в.) приводит интересное наблюдение одного из путешественников по Палестине: «…Он видел в одном месте большое смешанное стадо из овец и коз. Козы были совершенно черны, овцы – все отличались прекрасной белизной, и таким образом, даже на значительном расстоянии различие между двумя классами животных было хорошо заметно». Можно предположить, что образы ухоженных белоснежных овец и черных коз были во времена Господа наиболее ярким примером того, насколько животные, пасущиеся в одном стаде, на одних и тех же лугах, под надзором одного и того же пастуха, могут разительно отличаться друг от друга!

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34-36). Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) обращает внимание на то, что Господь творит Свой праведный суд не по произволу, а с исследованием совершенных людьми дел на земле: «Этим и нас научает тому, чтобы мы не прежде наказывали, чем исследуем дело». Наследниками же называет их по причине их усыновления Богу, ведь живущие по законам добра, милосердия, любви по отношению к Богу и ближним уподобляются Своему Создателю.

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 37-40). Интересную мысль о том, кого следует понимать под «братьями Христовыми меньшими», предлагает блаженный Иероним Стридонский (V в.). В Евангелиях от Марка (Мк. 3: 34–35) и  Луки (Лк.8: 21) Господь прямо указывает на тех, кого считает Своими ближними: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Таким образом, и нищета в притче подразумевается не только телесная, но и духовная, которая зовет учеников Христовых стремиться к Небесной пище и освобождению от уз греха.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 41-43). По мнению известного толкователя Священного Писания архиепископа Никифора Феотокиса (XIX в.), «…люди тогда токмо осуждаются с немилостивыми бесами в вечный огнь, когда бывает жестокосердыми, так как и бесы». Конечно, осуждаются некоторые не потому, что не узнали среди бедных — Христа, а потому что в глубине души уподоблялись бесам. Из-за чего фарисеи, законоучители, вожди иудейского народа осудили Спасителя мира на крестную смерть, видя бесчисленные чудеса любви, сострадательности и милосердия сотворенные Господом на земле? Из-за злобы, жестокости и немилосердия.

«Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 44-46). Праведный Иоанн Кронштадтский учит: «Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца». И Церковь накануне Великого Поста призывает: «Загляните в свое сердце, посмотрите, Христос ли в нем как олицетворение добра, или жестокий князь мира сего?» Впереди — пост, путь исправления, чтобы шаг за шагом научиться «жить свято».

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 2, 2020 г.


Назад к списку