«Кто хочет идти за Мною» (Евангелие 3-й Недели Великого Поста, о следовании за Христом).

Великий Пост — время следования за Христом. Это весна души, когда после многоразличных событий года, нередко заканчивающихся «зимой» раскаяния, наступает время проснуться от духовного бездействия. Как весной, казалось бы, безжизненная природа вновь преображается новой зеленью, так и самая иссохшая душа не может не откликнуться на великопостный призыв Церкви.

В середине Великого Поста, в 3-ю Неделю (воскресный день), на Божественной Литургии Святая Церковь предлагает услышать Евангельский отрывок, который можно озаглавить как «Евангелие следования за Христом» (Мк. 8:34-9:1). Этот день называется «Крестопоклонной Неделей». Именно в понятии Креста заключен ответ на вопрос о том, как человек может следовать за Христом в земной жизни…

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им:  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Несколько слов нужно сказать про то, что́ предшествовало проповеди Христовой о крестоношении. Только что Он поведал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях и смерти, за которой последует славное и победоносной воскресение из мертвых. Но самый пылкий из апостолов, Петр, отозвав Спасителя, стал прекословить Ему, призывая Господа проявить к Самому Себе жалость. «…Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», — ответил на это Спаситель (Мк. 8:33).

Один из толкователей Священного Писания, греческий и российский богослов и педагог, архиепископ Никифор (Феотокис) (XVII в.) видит в словах Спасителя благословение исполнить три важнейшие христианские обязанности: «отречься самого себе, взять свой крест и последовать Мне (Господу)». Как «отречься от самого себя»? Имеется в виду «ветхий человек», поврежденная грехом человеческая природа, ради которой Спаситель пришел в этот мир, чтобы воссоздать ее, преобразить, искупить от власти греха и вознести в Себе на небо. «Взять крест» означает вступить в непримиримую борьбу со злом и грехом в себе, которая будет не легким делом — то победы, то поражения…

«Последовать Господу» может означать не что иное, как встать на путь христианских добродетелей, мыслью,  словами и делами выполняя сказанное в Евангелии, каждый в свою меру, кто больше, кто меньше, в зависимости от данного ему или приобретенного дара Божьей Благодати. О том, что крестношение должно сочетаться с прочими христианскими добродетелями,  говорит другой исследователь Евангелия, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.): «А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною».

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 35-37). Один из толкователей Священного Писания профессор Александр Лопухин отмечает, что лишь в Евангелии от Марка говорится: «…Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия».  (В Евангелии от Луки тоже говорится «о следовании за Христом» (Лк. 9: 23-27)). Не случайно Господь называет Себя и Евангелие в одном ряду. Это убеждает нас, что Евангелие — это голос Самого Бога, пришедший с неба. Профессор Александр Лопухин делает вывод о читателях Священного Писания: «Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу».

С одной стороны, беречь свою душу — одна из обязанностей христиан. Беречь от порока, зла и всякой скверны. В церковнославянском тексте на месте слова «беречь» употребляется более точное слово «спасти». То есть, если человек стремится сам, без помощи Божьей, спасти свою душу от бед и скорбей, в том числе, связанных с жизнью во Христе, которая в этом мире не может не быть сопряжена с неудобством, поношением и даже страданием, — такой человек вместо мнимого «спасения» обретет погибель в жизни вечной. Ведь без Христа здесь, на земле,  он так и не приблизился ко Христу в вечности. А кто «погубит» (по-славянски) свою душу ради Спасителя и выполнения Его евангельских слов, борясь с грехом, забывая об удобствах и перспективах  жизни, тот спасет ее для будущих блаженств, уготованных праведным душам на небесах.

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Обратим внимание, что Господь не сказал «кто отвергнется Меня…» По словам толкователя Священного Писания епископа Михаила (Лузина) (XIX в.), «…отвергнуться Христа можно по страху перед внешним насилием, по малодушию, по глупости и т. п.; постыдиться Христа и его учения можно только по гордости и высокоумию…» Действительно, во время гонений не каждому доставало сил устоять перед лицом опасности. Вспомним отречение и последующее целожизненное покаяние святого апостола Петра! (см. Мф. 26: 68-75). Но постыдиться Христа и Его слов, когда ты на развилке своей судьбы, когда принимаешь решение жить со Христом или нет, может стать шагом безумца, самым опрометчивым шагом в жизни!

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Это уже предзнаменование того, что́ ожидает идущих путем «отречения себя», «крестоношения» и «следования за Христом». Святитель Василий Кинешемский, пострадавший за веру в XX веке, сравнивал путь за Спасителем с тропинкой через топкое болото, которое являет собой наш «прелюбодейный и грешный» мир, отказывающийся от верности своему Создателю. Многие выбирают в качестве проводника либо легкомыслие,  либо прелесть «блуждающих» болотных огней, либо самоуверенность «кузнецов своего счастья»…

Но «жизнь прожить — не поле перейти». В тихой сосредоточенности великопостных дней Церковь учит придерживаться в этой жизни одного-единственного спасительного пути. Кто желает достойно встретить Пасху, этот великолепный отблеск «Царства Божия, пришедшего в силе», кто хочет следовать за Христом, тот выбери правильный путь и верного Проводника, Который есть Сам Бог и Его Евангелие.

Преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 3, 2020.


Назад к списку